allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » В ожидании праздника. Российские яхтсмены надеются на изменения


В ожидании праздника. Российские яхтсмены надеются на изменения


Навигация 2008 г. была в известном смысле юбилейной - 20 лет назад частные яхты и катера под иностранным флагом получили возможность приходить в Россию. Но праздника не получилось. Напротив, иностранным яхтсменам, пожелавшим посетить Петербург в рамках въездного туризма, был преподнесен неприятный сюрприз: ужесточились правила прохождения паспортного и таможенного контроля. Эти же нововведения распространились и на россиян чьи суда ходят под иностранными флагами, так как зарегистрированы за рубежом (на что кстате их владельцы имеют право). В итоге город посетило рекордно мало судов. Обычно в навигацию сюда приходило около 100-150 яхт, в этом году их было всего 30(!). Если учесть, что в Таллинне или Хельсинки бывают до 10000 иностранных яхт, то комментарии, как говорится, излишни.

Иностранцы в шоке

По словам президента Санкт-Петербургского Парусного Союза Владимира Логинова, инициатива по изменениям процедуры паспортного и таможенного контроля исходила от Пограничного управления ФСБ РФ по Петербургу и Ленинградской области. Распоряжение о порядке пребывания яхт под иностранным флагом в Петербурге было озвучено еще в апреле на семинаре "Режим плавания маломерных судов в водах восточной части Финского залива".

Суть распоряжения (его номер и дата названы так и не были) сводилась к следующему: малым судам под иностранным флагом после прохождения пограничного и таможенного контроля запрещалось покидать акваторию Морского вокзала и предписывалось стоять в зоне пограничного контроля, а именно - на причале "Д", вплоть до убытия из города.

- Это распоряжение идет вразрез с заявленной городскими властями политикой по превращению Петербурга в морскую столицу России, - возмущается Владимир Логинов. - Причал "Д" Морского вокзала, где осуществляется пограничный контроль маломерных плавсредств, не обеспечивает ни безопасность стоянки во время проведения пограничного контроля, ни прием и стоянку нескольких яхт одновременно. Туда не подведено электричество и питьевая вода, нет элементарных удобств, даже туалета! А ведь среди иностранных яхтсменов зачастую оказываются семьи с малолетними детьми или пожилые люди, которые предполагают проживать на борту собственного судна. От такого "гостеприимства" иностранцы просто в шоке!

Продолжает Владимир Иванкив, представляющий в России Международную Ассоциацию крейсерских яхт:

- Причал "Д" открыт юго-западным ветрам и не приспособлен не то что для стоянки судна, а даже для процедуры прохождения паспортно-таможенного контроля. В эту навигацию нам с экипажем ирландской яхты чудом удалось спасти яхту от серьезной аварии у пресловутого причала при сильном навальном ветре.

Борьба со стихией продолжалась двое суток... Не сомневаюсь, что эта история получила огласку в международных яхтенных кругах, ведь командовал судном вице-командор ICC - старейшего круизного клуба Европы. Смешанный французско-итальянский экипаж под командованием известной француженки Констанс Имбер, оценив всю прелесть стоянки у причала "Д" и посчитав, что она организована моими стараниями, вообще отказался со мной общаться. Уже позднее, когда страсти улеглись, в нашей переписке Констанс назовет эти два дня стоянки в Петербурге ужаснейшими в ее многолетней парусной практике.

По словам Владимира Иванкива, за те 20 лет, что он занимается международным яхтенным туризмом, ему и раньше приходилось испытывать чувство стыда за многое, с чем сталкиваются зарубежные яхтсмены в России. Но такой беспомощности ощущать не приходилось.

- Об изменении режима я узнал в апреле. Как правило, в это время уже сверстаны планы, получены визы, сформированы экипажи. Я вынужден был дать оповещение об изменении режима на сайте Ассоциации. Тем не менее иностранные яхты решили не менять своих планов и в Питер пошли, совершенно по-русски надеясь, что как-нибудь все обойдется...

Такое начало навигации стало проблемой не только для иностранных яхтсменов; российские владельцы яхт под иностранным флагом (таких в городе немало) не смогли встать после зимней стоянки в Финляндии на свои места в петербургских яхт-клубах. Не могли спокойно пройти процедуру таможенной очистки и желающие зарегистрировать в России недавно приобретенные за рубежом яхты. У причала "Д" просто не было места!

Ситуация более или менее разрешилась только к концу июня. По словам Владимира Родионова, и.о. заместителя председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Администрации Санкт-Петербурга, решению проблемы, хотя и частичному, способствовало письмо губернатора Валентины Матвиенко на имя замдиректора ФСБ В.Проничева. Его ответ был положительным: яхтам под иностранным флагом после прохождения всех таможенных и пограничных формальностей было позволено покидать причал "Д" и акваторию Морвокзала. Правда, стоять разрешалось только в Речном (Центральном) яхт-клубе, так как только его акватория входит в границы Большого порта Санкт-Петербург, описанные в Обязательных постановлениях по морскому порту.

Подобная проблемная ситуация с приемом яхт под иностранным флагом сложилась не только в Петербурге.

Вот что сообщает наш постоянный автор Михаил Тигушкин:

- Теперь во всем Белом море для иностранных яхт только один разрешенный порт захода - Архангельск. Иностранные яхты должны стоять на официально охраняемых территориях, то есть в коммерческих портах, не предназначенных для малых судов. В Архангельске путем долгих переговоров с пограничниками удалось получить разрешение на стоянку в яхт-клубе "Норд". Но это было только начало. Оказалось, с 4 января иностранная яхта с двигателем мощнее 50 кВт подпадает под категорию судов (минимальное водоизмещение 1400 рег.т), платящих канальные, маячные, лоцманские и портовые сборы. Получается, что сбор за заход нашей 15-метровой яхты в Архангельск составляет более 1000 евро.

Суровый, но несправедливый

С чем связано такое ужесточение паспортно-таможенного контроля? Ведь в навигацию 2007 г. маломерки под иностранным флагом после прохождения пограничных формальностей могли вставать на стоянку как минимум в трех яхт-клубах Петербурга: Центральном, Морском и в "Балтийце". При этом законодательная база в 2008 г. по сравнению с прошлым годом изменений не претерпела. И тогда, и сейчас пограничники ссылаются на закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (с последующими изменениями).

По мнению людей, знающих проблемы российского яхтинга, на изменение процедуры прохождения паспортно-таможенного контроля могли повлиять разные причины. Так, весной 2008 г. в ФСБ сменилось руководство, и новый директор потребовал выполнить поручения, связанные с легитимизацией морских портов (говоря другим языком, потребовал соблюдения буквы закона).

Юрист Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Игорь Калинин уверен, что в проблемах, связанных с приемом и прохождением контроля яхтами под иностранным флагом, виноват правовой вакуум, присущий российскому законодательству в отношении таких судов. Понятия "маломерное судно под иностранным флагом" сегодня среди юридических терминов российской законодательной базы просто нет. Поэтому Федеральный закон "О Государственной границе" обходит все вопросы регламентации яхт под иностранным флагом, приравнивая прогулочные суда для любительского мореплавания к торговым коммерческим судам.

- Закон должен обязательно разграничивать маломерные прогулочные суда для любительского мореплавания и морские, занимающиеся коммерческими перевозками. Изменения в него могли бы быть внесены в виде поправки, суть которой в следующем: все вопросы, связанные с вводом маломерных судов под иностранным флагом, должны регулироваться отдельным документом, например, Постановлением Правительства, - говорит Игорь Калинин.

Пока же...

- Порядок пересечения и пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств, пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу осуществляется в соответствии со ст.9, 11, 24 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (с последующими изменениями). В соответствии с требованиями законодательства, плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Плавание по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства, в том числе в целях транзита, допускается только на основании Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 85 "Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации". Именно им и руководствуется пограничное Управление, - объясняет позицию своего ведомства начальник Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти Надым Искахов.

- Яхт-клубы, дислоцирующиеся в пределах внутренних вод РФ, не входят в границы морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" (они установлены действующим в данное время Постановлением Совета Народных Комиссаров №14/VI -1923 г.). Выход моторных, парусных яхт и других маломерных плавсредств под иностранным флагом за пределы данных границ ведет к нарушению законодательства РФ.

Как считает Владимир Родионов, отсутствие в законе "О Государственной границе РФ" статьи, регламентирующей порядок прихода, временного пребывания и передвижения маломерных судов под иностранным флагом во внутренних морских водах Российской Федерации, конечно, не соответствует реалиям. Решать вопрос нужно на федеральном уровне. В закон должны быть внесены дополнения, определяющие понятие маломерного судна под иностранным флагом, чтобы идентифицировать его и не предъявлять к нему требований, аналогичных коммерческим судам.

- Федеральный закон "О Государственной границе РФ" ясно говорит, что после прохождения паспортно-таможенных формальностей иностранное судно может находиться только в границах пункта пропуска. В соответствии с действующим законодательством, границы морского порта одновременно являются и пределами пункта пропуска. Однако урегулирование правового статуса "Большого порта Санкт-Петербург", установление границ акватории и территории порта, открытие в нем пункта пропуска не сможет решить все вопросы пребывания и передвижения маломерных судов под иностранным флагом. Со стоянкой в Речном (Центральном) яхт-клубе, который расположен на акватории Большого порта, проблем возникать не должно, но другие яхт-клубы, что находятся на побережье Финского залива и в рукавах Невы, во внутренних водах РФ, не вошедшие в границы пункта пропуска, по-прежнему будут лишены возможности принимать иностранные яхты.

Кроме того, Петербургу нужен специализированный пункт погранично-таможенного контроля для маломерных судов, как это принято во всем мире. Возможно, удобнее всего расположить его вблизи Кронштадта.

Навигация надежды

У всех, кто заинтересован в развитии российского яхтинга и международного яхтенного туризма, впереди много работы. На взгляд Владимира Иванкива, нам в этом отношении не хватает прежде всего стабильности и предсказуемости. Планируя поход, иностранные яхтсмены минимум за полгода хотят знать, как будет проходить процедура прохождения паспортного и таможенного контроля, где яхта встанет на стоянку, сколько это будет стоить и т.д. Кроме того, иностранные яхтсмены, если они идут, например, в Петербург, должны быть предупреждены об изменениях режима плавания в восточной части Финского залива.

Тем не менее надежда, что в навигацию 2009 г. хотя бы часть проблем прошлогодней навигации отпадет, есть. Обнадеживает, что городские власти стали проявлять интерес к яхтингу в целом и водному туризму - в частности. Будущий год должен стать годом начала реализации отраслевой схемы развития и размещения объектов маломерного флота на территории Санкт-Петербурга, которая уже разработана и обсуждалась. При участии ФГУ «Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" практически сформированы границы акватории и территории "Большого порта Санкт-Петербург"», возможна незначительная техническая правка проекта нормативного правового акта о границах. Что касается внесения изменений в закон "О Государственной границе РФ", направленных на легализацию маломерного иностранного флота в России, обсуждение поправок идет в рамках реализации проекта "Петербург - морская столица Россия".

В любом случае, городским и федеральным властям придется предпринять нечто особенное в связи с приходом в Санкт-Петербург большого флота Международной регаты учебных парусников (мы помним, как это было в 1996 г.) и финишем кругосветной гонки "Volvo Ocean Race". Уверена, эти шаги будут городу и яхтингу только на пользу.

Автор: Юлия Соборницкая
Источник: «Капитан-Клуб» №1, 2009



  • Получение международного документа на право управления прогулочным судном
  • Из Подмосковья в кругосветку
  • Марины под Голубым Флагом




  • Обратная связь