allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Марины под Голубым Флагом


Марины под Голубым Флагом


О том, что в российский яхтинг пришли экологические стандарты, "Капитан-Клуб" уже писал. Первой мариной, получившей в 2007 г. "Голубой Флаг", стала стоянка катеров "Франкарди"; в 2008 г. почетного экологического сертификата удостоился яхт-клуб "Балтиец". Третий "Голубой Флаг" для Питера тоже не за горами: на него в будущем году всерьез претендует яхт-клуб "Терийоки". Заметим, что к реализации международной программы "Голубой Флаг" Санкт-Петербург приступил первым в стране и пока остается в этой сфере бесспорным лидером.

Голубой флагКак известно, "Голубой Флаг" - награда, присуждаемая лодочным стоянкам, маринам, яхт-клубам и пляжам, отвечающим высоким экологическим стандартам, располагающим соответствующими средствами обеспечения безопасности и сервиса. Движение зародилось во Франции в 1985 г., стало общеевропейским, а с 2001 г. - мировым. Тогда экологический сертификат был присужден 450 пляжам и стоянкам 10 стран. "В 2008 г. заявок от стран северного полушария было уже 3400", - сообщил Хайко Кроет, вице-президент Федерации экологического образования (FEE), под эгидой которой реализуется программа "Голубой Флаг".

"Яхтинг не случайно оказался причастным к экологическому движению. С одной стороны, это один из самых экологических видов спорта. Яхтсмены очень близки к природе, отлично видят и чувствуют ее мощь и величие. Понимание, что человек - часть природы и должен стремиться к гармонии отношений, приходит само собой. В то же время, яхтинг - технический вид спорта и отдыха, катера и моторные яхты сегодня преобладают в количественном отношении и способны нанести вред окружающей среде. Акватории и побережья загрязняются мусором, нефтепродуктами, берега разрушаются волнами от катеров, идущих на большой скорости. Допустим, в нашей стране со среднестатистической лодкой на 50-60 тыс. человек экологическая нагрузка от яхт пока невелика, но, например, в Финляндии, где одна лодка приходится на 6-7 человек, в районе шхер в период отпусков она очень значительна. Быть может, благодаря менталитету, где забота о природе - важная составляющая, финны умудряются сохранять свои воды и земли чистыми", - рассуждает генеральный директор яхт-клуба "Терийоки" Анна Лебедева. «Истина, что Балтика - наш общий дом и беречь ее надо всем, не нова и, может быть, кому-нибудь и поднадоела. Но тот же банальный мусор нередко оказывается причиной гибели балтийских тюленей, рыб и птиц - животные проглатывают остатки рыболовных снастей, части пластмассовых бутылок, вследствие чего погибают. Поэтому реализация программы "Голубой Флаг" для Петербурга, как и для России, более чем актуальна», - убеждена Галина Цветкова, представляющая общественную организацию "Санкт-Петербург за экологию Балтики" - инициатора развития движения "Голубого Флага" в нашем городе.

Думай глобально, действуй локально

"Голубой Флаг" не замахивается на решение глобальных экологических проблем и не обещает предотвратить техногенные катастрофы в мировом масштабе.

Рабочий принцип программы - "Думай глобально, а действуй локально". Потому и цели ее, на первый взгляд, гораздо скромнее, например, способствовать улучшению экологического состояния прибрежных зон. Марина, которая собирается бороться за "Голубой Флаг" или уже стала его обладателем, должна соответствовать ряду критериев, основные аспекты которых: экологический менеджмент, экологическое образование и информирование пользователей марины, организация качественного сервиса, безопасности мореплавания и поддержание чистоты воды. В такой "голубофлажной" марине, как правило, ведется раздельный сбор бытовых отходов с последующим их вывозом, имеются отдельные контейнеры для сбора топлива, масла, химических растворов, красок и реагентов, а канализационная система снабжена собственными очистными сооружениями. Ремонтные базы, мойки должны соответствовать высоким экологическим стандартам. Таким образом поддерживается чистота воды и берега гавани.

В рамках экологического менеджмента особые требования предъявляются к материалам и оборудованию. Так, в яхт-клубе "Терийоки", расположенном в классической рекреационной зоне - Зеленогорске, при строительстве были использованы бетонные причалы, которые имеют специальный экологический сертификат ISO-9014. Иногда через экологический менеджмент яхт-клубы решают и общегородские проблемы, например, береговые укрепления в "Балтийце" возводились на основе рециклинга - с использованием отходов строительного производства.

Для повышения экологической культуры своих пользователей в яхт-клубах под "Голубым Флагом" могут демонстрировать тематические фильмы, а также проводить обучающие экосеминары для администрации. Такой опыт есть в активе стоянки катеров "Франкарди".

"Голубой Флаг" совершенно естественно повышает классность стоянки, позитивно влияя на развитие в регионе водно-моторного и яхтенного туризма. Так, предложение долгосрочной аренды стояночных мест по стандарту качества оказываемых услуг в "Терийоки" уже сейчас на уровне мировых трендов.

Яхт-клуб "Балтиец"Яхт-клуб "Балтиец"Яхт-клуб "Балтиец", по мнению Хайко Кроста, уверенно идет по пути создания совершенной марины. За счет экологического менеджмента, отвечающего мировым стандартам, именно "Балтиец" среди всех питерских яхт-клубов имеет сегодня наиболее развитый сервис, предлагая 26 видов яхтенных услуг. Из наиболее востребованных - вода и электричество, подведенные к местам швартовки, приспособленные места для мойки судов и их консервации, наличие трейлерного слипа и гостевой марины, предоставление лоцманской проводки. Топливозаправочная станция в "голубофлажной" марине должна быть вписана в общую экологическую концепцию.

«Яркий пример - плавучая заправка, которая в эту навигацию заработала в "Балтийце", - рассказывает ее владелец Ринат Муртазин. - Она разработана и спроектирована в 2006 г. и соответствует всем природоохранным нормам и требованиям. Заправка построена по образу и подобию нефтеналивных танкеров.

В ее конструкцию заложены борта с двойными стенками, между которыми находится воздух под давлением, герметичность танков контролируется, и попадание нефтепродуктов в воду полностью исключено».

Береговая инфраструктура тоже требует заботы. Хорошим примером служит комплекс, расположенный в границах стоянки катеров "Франкарди": сауна, душевые плюс кафе-ресторан с соответствующим оформлением.

Господин Бренд

«Стремиться к "Голубому Флагу" марине надо хотя бы потому, что стандарты программы - это хороший стимул для самоорганиизации и ее развития», - замечает Анна Лебедева. По мнению Галины Цветковой, в получении этого экологического сертификата заложен сильный воспитательный момент.

«Но самое главное, что дает "Голубой Флаг", - это свидетельство того, что клуб официально принят в международное яхтенное сообщество и этому статусу он соответствует. А в том, что верный путь к нему - соответствие экостандартам, сомневаться не приходится. В наш проект при переезде клуба на новое место экологическая составляющая закладывалась изначально. Мы возвели защитную дамбу, практически с нуля построили гавань, обкатав бизнес-модель сотрудничества власти в лице администрации города и общественности - всех членов клуба. Так что "Голубой Флаг" - это имидж, попадание в определенную элиту, бренд, который для российского яхт-клуба, может быть, значит больше, чем для заграничного», - уверен член правления клуба "Балтиец", яхтсмен с более чем 50-летним стажем Вадим Волостных.

Но бренд обычно еще и мощный инструмент для привлечения клиентов. Хотя в данном случае экология первична, и задумывалась сертификация в рамках "Голубого Флага" не ради коммерции, принцип этот за рубежом работает. С точки зрения бизнеса, для того же европейца марина, соответствующая экостандартам, выглядит намного привлекательнее. Приживется ли эта практика в России?

«Все-таки "Голубой Флаг" сегодня во многом ориентирован на иностранных яхтсменов-туристов. Но для того чтобы их было больше, надо решить законодательную проблему с посещением иностранными маломерками наших внутренних вод, ведь сейчас все наши "голубофлажные" марины расположены в них. Да и поток туристических яхт из Москвы или из Карелии мог бы быть оживленнее», - говорит совладелец стоянки катеров "Франкарди" Артем Беляев.

По словам Анны Лебедевой, за рубежом участвующая в этой программе марина действительно получает дополнительный приток гостей и клиентов, которые идут именно на "Голубой Флаг". Маркетинговый эффект объясняется тем, что программа известная, раскрученная. Чтобы эта история сработала в России, необходимо программу обкатать и сделать массовой.

Первые шаги очень нелегки

Конечно, "Голубой Флаг" в России делает пока первые шаги. "Болезней роста" программа не избежала и за рубежом. Например, в Дании, где сегодня находится штаб-квартира FEE, реализация программы шла не так быстро и результативно, как хотелось бы организаторам. Так же, как и в России, там были проблемы по управлению прибрежными территориями, и программа, кстати, помогла привлечь внимание федеральной и местной администраций, чтобы прибрежные территории оставались рекреационными.

Развитие яхт-клуба - это, безусловно, бизнес-проект, но без учета экологических требований реализовать его сегодня нельзя. Если за рубежом это уже система, то в России к пониманию этого только приходят. В идеале планировать участие в программе "Голубой Флаг" и получение сертификата лучше на стартовом этапе создания марины, хотя ничто не мешает присоединиться к реализации программы и существующему яхтклубу. Участие в программе "Голубой Флаг" добровольное, платное, хотя суммы не запредельные - от 700 до 1000 евро в год, и каждая марина или яхт-клуб принимает свое решение. Но помните: давным-давно, когда и воздух был свежее, и вода прозрачнее, Маленький Принц сказал по этому поводу: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету". Это правило еще никто не отменял.

Юлия Соборницкая
Источник: «Капитан-Клуб» №1, 2009



  • Vladivostok Boat Show 2013
  • Из Подмосковья в кругосветку
  • Голубой флаг




  • Обратная связь