allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » В Гольфстриме


В Гольфстриме


2 июня 2007 г., Ньюпорт. 041°26'N, 071°24,4' Е. Ветер SSW F5, давление 1014, растет...

Упираясь коленом в опору штурманского стола, я разглядывал веселенькую желтую обложку тетради. Надо сказать, нам везет на оригинальные обложки бортовых журналов.

Первой смешной обложкой нас порадовала купленная в Тунисе школьная тетрадь в клеточку - на ней были изображены девочки-подростки, одетые по последней исламской моде: джинсы, рубашки с длинными рукавами и... чадры. За ней последовал "гроссбух" 1970-х гг. с ценой в 3 руб. 50 коп. и знаком качества. Потом - вездесущие бурундуки-спасатели, и вот теперь, когда наша новоприобретенная лодка пробивается сквозь отливной сулой у м.Джудит, пришла пора начать новый том. В этот раз вахтенного будут приветствовать физиономии Тимона и Пумбы из мультфильма "Король-Лев".

Этим летом мы с отцом и моим другом Глебом Яльчиком отправились в США, чтобы купить там крейсерскую яхту и пересечь на ней Атлантический океан.

Не скажу, что к моменту выхода техническое состояние лодки и моральное экипажа на 100% соответствовали задаче океанского перехода. Нам нужен был отдых: две суматошные недели на подготовку вымотали всех до предела, да и работавший на одной обмотке генератор не добавлял энтузиазма. Но сроки поджимали, и удачно образовавшееся на хвосте тропического урагана "Барри" погодное окно упускать было нельзя. Так что, скрепя сердце и трижды сплюнув через плечо, мы решили выйти в море.

Разлиновав первую страницу и заточив - на всякий случай - аж 3 карандаша, я высунул голову наружу. Свежий юго-западный ветер взбил короткую волну на выходе из Ньюпорта. Наш "Run-A-Way" ("Jensen Cal - 34 МкШ") вырезался на ветер, удерживая приличный 6-узловой ход, и, пользуясь отливом, мы стремительно летели на юг, подальше от земли и земных проблем.

Ночью мы обогнули с юга Нантакетские банки. Глубина росла, и волны становились положе и длиннее. На рассвете мы удостоились визита двух самолетов американских ВВС: сделав над нами круг, не усмотрев ничего подозрительного, они унеслись в сторону берега. Ветер постепенно зашел к западу, и следующие два дня мы шли, неся стаксель "на бабочку" и практически не прикасаясь к рулю -ветровой автопилот собственной конструкции работал отлично. Было довольно холодно, даже по меркам летней Балтики: на ночную вахту пришлось одеваться "по полной", включая флисовые поддевки и шерстяные шапки под капюшон. Мы с нетерпением ждали входа в Гольфстрим.

Попытались ловить рыбу, но неизвестная тварь лихо оборвала красивую блесну за $10, вместе с грузом, поводком и изрядным куском лески. Пришлось изготовить поводок из нержавеющей проволоки и отполировать "нулевкой" случайно взятую с собой старую, еще советскую блесну. Для маскировки под вражескую летучую рыбу я приделал к ней хвосты из разноцветных ниток, и, когда экипаж сошелся в единодушном мнении, что "будь они тунцом, то съели бы ее обязательно", забросил удочку снова. За следующие 18 дней мы выловили: несколько сот метров саргассовых водорослей, пару обросших ракушками полиэтиленовых пакетов, штанину Глеба, рукав Владислава Николаевича и... ни одной даже самой маленькой рыбки.

Где же Гольфстрим? Долетающие до кокпита брызги были холодными, как лед, температура воздуха держалась на уровне +12-13° С... В этом до боли в суставах знакомом всем балтийским яхтсменам ключе прошли следующие два дня. Попутный ветер дал нам стабильные переходы по 120-135 миль в день, и мы наконец начали отсыпаться после аврального ремонта в Америке. Единственное, что вызывало дискомфорт, - необходимость залезать в спальник в шерстяных носках и шапке.

К третьему дню ситуация начала меняться. Я проснулся на свою первую дневную вахту от почти забытого ощущения - жарко! Несмотря на свежий западный ветер, отец сидел в кокпите без куртки, надев жилет со страховочной обвязкой прямо на футболку. Неужели?.. Я опустил руку за борт и, вместо ледяного холода, почувствовал блаженное тепло. Было такое ощущение, что мы заснули - и проснулись в другом мире: неожиданно у воды исчез зеленоватый оттенок, вокруг нас, докуда видел глаз, волны приобрели глубокий синий цвет...

Еще более интересные метаморфозы происходили с небом - "конские хвосты" и рваные клочья облаков, которые несло по небу последние три дня, сменились ровным строем "облаков хорошей погоды" - отдельных, хорошо оформленных "кучевых", двигавшихся, словно на параде, курсом на север. Как по мановению волшебной палочки ветер стих до 1-2 баллов. Жара, зыбь - за бортом прозрачная голубая бездна. Мимо нас мирно дрейфуют плети саграсс и фиолетовые медузы-физалии, известные еще как "португальские кораблики". Невозможно было поверить, что всего несколько часов назад стоять на руле без рукавиц было невозможно. GPS показывал постепенно усиливавшееся устойчивое попутное течение. Мы вошли в Гольфстрим.

К вечеру ветер слегка окреп и - к нашему неудовольствию - зашел на восток. Медленно растущий барометр указывал на прохождение антициклона, оставалось надеяться, не очень обширного.

Ночью случилась серьезная неприятность: на болтанке булинь стакселя зацепился за утку флаг-фала. В темноте вахтенный не заметил этого, и при повороте оверштаг булинь вырвало из задней шкаторины паруса. Подкрутив стаксель, мы оставили все как есть до утра.

Однако этим не ограничилось. Перед рассветом ветер резко усилился, и барометр пошел вниз. Мгновенно легкая зыбь превратилась в крутую полутораметровую волну. Позже, анализируя погодные карты и записи в журнале, мы выяснили, что это был всего лишь фронт окклюзии, усилившийся шквалами при прохождении Гольфстрима. Рассветное небо заволокло низкими облаками, ветер сначала скакнул до 6 баллов, затем всего за полчаса раздуло до честных восьми. Ветер от северо-востока дул против течения и быстро развел крутую зыбь, больше похожую на приливную толчею где-нибудь в Ирландском море. В это утро меня в первый раз посетило ощущение нереальности всего происходящего: казалось, из темноты вот-вот вырастут скалистые берега м.Виклоухед или маяк Лизард. Мне стало не по себе, и, взяв второй риф, полностью скрутив геную, я положил лодку в дрейф - пережидать столь внезапно возникшую непогоду.

Неожиданно, через 3 часа, ветер как по команде стих до прежних 2 баллов, барометр пошел вверх, а низкие облачные гряды куда-то улетели. Как и вчера, по небу медленно и торжественно следовали гряды небольших кучевых облаков. Чувствуя себя полным дураком и подсмеиваясь над ночными страхами, я объявил "пит-стоп" для ремонта генуи и приведения лодки в порядок. Мы спустили стаксель и несколько часов перешивали распустившиеся швы, обрабатывали рваный край задней шкаторины, распоротой тонким булинем. Под нами медленно перекатывались гигантские ультрамариновые холмы, пекло солнце. Закончив работу, мы снова легли на курс 90° - полный бейдевинд при легком ветерке около 5 уз. За кормой болталась совершенно забытая нами дорожка на тунца...

Ночь четвертого дня обнаружила поразительное сходство с предыдущей. Точно так же незаметно под покровом темноты к нам подкралась линия темных облаков, принесшая с собой 30-узловой шквалистый ветер, проливной дождь и мгновенно выросшую волну. Опыт предыдущей ночи не прошел даром: мы вовремя взяли рифы и продолжили движение по "гольфстримским ухабам". Как и в предыдущую ночь, с рассветом все стихло, и нам подарили еще один день практически полного безветрия и мертвой зыби.

Настроение в нашей небольшой команде понемногу падало - двигаясь в таком режиме, мы не высыпались уже третью ночь. Когда с заходом солнца ветер опять начал свистеть в вантах, никто этому особенно не удивился.

Эта ночь выдалась особенно тяжелой. Ветер дул стабильно 30-35 уз, летящая пена, смешанная с дождем, мгновенно пробивала старую ткань непромоканца, и через час-два я был мокрым с головы до ног. Шквалы шли один за другим, в какой-то момент мне начало казаться, что все-таки мы пропустили какое-то серьезное изменение в погоде. Чтобы сберечь паруса и рангоут, я до предела уменьшил площадь стакселя, взял два рифа и держал яхту на курсе полный бейдевинд. GPS бесстрастно фиксировал: мы находимся на самом стрежне течения - Гольфстрим добавляет нам около 2,5 уз, держа скорость яхты относительно земли около 8-9 уз.

Шквалы продолжали трепать нас до самого рассвета, но... Повторяя историю предыдущих дней, ветер опять стал слабеть с первыми лучами солнца. Когда я наконец смог спуститься вниз, чтобы отметить нашу позицию на карте, было уже около 5 часов утра. За половину суток со времени прихода линии шквалов мы продвинулись на 100 миль - своеобразный личный рекорд.

Но самое неожиданное оказалось впереди. Ветер, понемногу заходивший по часовой стрелке, к утру 8-го дня путешествия повернул на восток и ослаб до 2-5 м/с. Не особенно огорчаясь низкой скорости, мы продолжали двигаться строго на восток - Гольфстрим исправно добавлял нам до 2 уз скорости. И тут...

- Слушай, черт знает что происходит, - встретил меня Глеб на утренней пересменке. - Ветер ночью зашел на восток, приходится идти галсами. По компасу лавируем нормально, но лавировочный угол по GPS примерно 160°! Одним галсом 0°, другим 160° - просто беда какая-то. Ты куда нас завел, Сусанин? У нас здесь что - Нева навстречу течет?

- Встречное течение? Шутишь? Не может быть. Это же Гольфстрим! - я был поражен. - Насколько сильное?

- Не меньше двух узлов, это точно!

Я проверил вычисления Глеба и записи в журнале. Желтая тетрадь с Тимоном и Пумбой подтвердила невероятное: действительно, в 800 милях от ближайшей земли, в месте, где мы должны были идти с Гольфстримом с запада на восток, мы столкнулись с течением, текущим строго в противоположном направлении со скоростью 2-2,5 уз!

В чем же дело? Картина происходящего стала вырисовываться после более подробного изучения лоций и карт, а окончательное подтверждение мы получили уже на берегу. Готовясь к переходу, я обратил внимание на меандры - гигантские зигзаги, описываемые Гольфстримом в своем течении.

Опытные гонщики, участники оффшорной гонки "Ньюпорт - Бермуда", всегда запасаются перед выходом свежими спутниковыми фотографиями Атлантики в инфракрасном свете, которые четко показывают, где сейчас находятся изгибы Гольфстрима.

В некоторых случаях особенно большие меандры создают параллельные Гольфстриму противотечения, использование которых может дать существенную прибавку или проигрыш по скорости, несмотря на преобладающее направление основного потока. Такие водовороты - обычное дело на участке Гольфстрима, пересекаемом во время гонки. Однако мы находились далеко от линии, соединяющей Ньюпорт и Бермуды - на долготе около 54° - и я был уверен, что все самые "злые" меандры остались позади.

Посовещавшись, мы пришли к выводу, что находимся в крайне необычном меандре Гольфстрима, который не может быть больше 30-50 миль шириной. Двигаясь на восток, мы вышли из отклоняющегося к северу основного потока. Если последуем за Гольфстримом на север, то приблизимся к основному течению; тогда противотечение ослабнет, и мы опять сможем идти на восток.

В течение следующих двух дней мы шли в бейдевинд правого галса. Несмотря на постоянный компасный курс на восток, соединенные на карте точки нашего местоположения описали гигантскую дугу: нам пришлось подняться на север на целый градус, прежде чем влияние противотечения ослабло и показания компаса и GPS перестали расходиться больше чем на 10-20°. Дневные переходы по 60-70 миль были с лихвой компенсированы дружеским визитом китов, всплывших в нескольких десятках метров от яхты.

Руководствуясь прогнозом погоды и собственным отрицательным опытом гольфстримских шквалов, мы не стали искать основное течение Гольфстрима и продолжили движение вдоль 40° с.ш., не забираясь дальше на север. Тактика оказалась верной - через сутки хода противотечение исчезло, и его сменило слабое попутное течение в 0,5-1 уз. На 13-й день перехода барометр пошел вниз, и наконец задул попутный свежий южный ветер, который, если верить погодным атласам, должен дуть в этом районе не меньше 50% времени. Всю следующую неделю мы шли, почти не касаясь руля, делая по 120-140 миль в день. Лишь на подходе к конечной точке маршрута - о.Флорес - заштилели, попав во владения Азорского антициклона. Увы, удача в рыбалке нам так и не сопутствовала: все рассказы об изобилии рыбы в Гольфстриме остались всего лишь рассказами...

Ошвартовавшись в порту Прайа-да-Виттория, я в последний раз за поход открыл тетрадку с веселыми мультгероями, чтобы подбить статистику нашего перехода. По итогам мы прошли 2250 миль за 21 ходовой день, показав весьма неплохую скорость для немолодой лодки длиной в 34 фута. Наш лучший дневной переход составил 146 миль, пиковая скорость относительно воды - 9,5 уз. Нам досталась быстрая и мореходная лодка.

Азоры, о.ТерсейраАзоры, о.ТерсейраАзоры поразили своей красотой и радушием местных жителей, и мы бы с радостью остались там подольше. Однако отпуска подходили к концу, и мы поставили "Run-A-Way" на стоянку на о.Терсейра, чтобы продолжить путешествие через океан на следующий год.

Так как все больше российских яхтсменов отправляются в походы через Атлантический океан, я взял на себя смелость сформулировать несколько советов для читателей, собирающихся впервые прокатиться "на спине" у Гольфстрима:

• В день выхода постарайтесь скачать из Сети максимально свежую спутниковую карту Гольфстрима. Если вас не страшат "фирменные" гольфстримские шквалы, проложите свой путь так, чтобы как можно быстрее выйти на основное течение. Скорее всего, вас ожидает быстрая, но, возможно, нервная поездка. Для более спокойного перехода можно сразу пересечь основное течение и двигаться на восток к югу от него.

• Внимательно следите за прогнозом погоды. Осенью и ранней весной у берегов Америки нередки северные шторма, которые особенно опасны в Гольфстриме: они создают крутую и высокую волну. Если есть малейшая опасность быть захваченным таким штормом, немедленно уходите с течения. По нашему опыту, даже шквалы в Гольфстриме могут создавать крайне неприятную толчею волн, похожую на приливной сулой.

• Меандры Гольфстрима могут преподнести сюрпризы. Внимательно проанализируйте спутниковую карту и постарайтесь не повторить нашей ошибки - мы потеряли около двух ходовых дней на борьбу со встречным течением, которое могли обойти заранее, взяв немного к северу за день до прибытия в место расположения меандра.

• Шквалы в Гольфстриме - частое явление. Будьте начеку!

Федор Дружинин
Источник: «Капитан-Клуб» №1, 2009



  • Как я плавал в Норвегию
  • Volvo Ocean Race 2008 - Этап1
  • И все же мы дошли…




  • Обратная связь