allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Современные парусные экспресс-круизеры (VFC)


Современные парусные экспресс-круизеры (VFC)


Бережно выращенные в конце XX в. во французских "инкубаторах" океанские "гонщики" классов ULDB (лодки сверхмалого водоизмещения) уже в полный голос заявили о себе в начале этого столетия.

Убедительные победы в кругосветках, фантастические скорости и рекорды суточных переходов, простота управления сделали эти классы настолько привлекательными, что к ним потянулись и "широкие массы", прежде всего - французского парусного мира. Вешку, обозначившую прорыв в "народ", поставило в 2001 г. французское дизайн-бюро "Fino Group", создав прототип яхты "Open 40" - ныне популярного и недорогого гоночного класса "Class 40".

"Финошники", на наш взгляд, сделали гениальный ход, огласив фабулу новой идеи - недорогая, но обладающая всеми преимуществами океанских гонщиков IMOCA (Международный совет открытых океанских классов), простая в управлении и поэтому доступная азартным новичкам яхта. Они создали на базе одного корпуса сразу два проекта: аскетичного гонщика и "поджарого" круизера. Яхты в принципе различались только типом рангоута, парусами и интерьером. В 2003 г. построили два прототипа и уже в 2005 г., как водится во Франции, было выпущено с десяток серийных яхт под брендом "Pogo 40".

Яхта отличалась простой конструкцией и несложным в работе рангоутом, имела водяной балласт, малый вес и характерный для лодок IMOCA широкий, легко глиссирующий корпус. Она, как и ее старшие "сестры", унаследовала простоту управления и адаптивность к гонкам в стиле "соло" - одиночное управление. Однако при этом цена первых "Pogo 40" была всего 200 тыс. евро, т.е. почти в 5 раз (без учета стоимости парусов) ниже, чем яхт IMOCA.

Результат тут же сказался - на рынке произошел взрыв. Сегодня яхты "Class 40" и им подобные строят полтора десятка компаний. В 2004 г. было зарегистрировано 10 яхт, в 2006 г. класс насчитывал 54 лодки, в 2007 г. - 129, в 2008 г. - 123. Некий исход из гоночных рядов обусловлен тем, что более половины построенных лодок не принимают участия в гонках, а служат только для "покатушек с ветерком" - это так называемые выросшие из класса парусные экспресс-круизеры, или VFC/FC (Very Fast Cruiser/ Fast Cruiser). Увидев на выставке в Генуе сразу несколько новых моделей серийных VFC, мы решили познакомить читателей с некоторыми представителями этого интересного класса, на которых нам удалось походить или просто побывать.

"Pogo 40". Классика жанра

Pogo 40Pogo 40Вот обновленная в 2008 г. круизная версия этого популярного трансатлантического гонщика. Собственно, обновления коснулись лишь материалов корпуса, нескольких полезных деталей кокпита и интерьера. Как уже говорилось, "Pogo 40" строит серийно французская верфь "Structures Chantier Naval", специализирующаяся на океанских гоночных лодках класса ULDB. Корпус представляет собой GRP-монолит с развитым набором (с 2008 г. выпускается на винилэфирной смоле), палуба сэндвичевая, полиэфирная с PVC-пенопластом. Обводы корпуса традиционны для глиссирующих океанских гонщиков с максимальной шириной, сдвинутой почти к транцу. Киль стационарный с бульбом. При крене ватерлиния резко сужается, что приводит к значительному уменьшению смоченной поверхности и, соответственно, сопротивления. Палуба просторная, с широкой рубкой, но достаточными проходами по бортам на бак, и имеет минимум оборудования. Основные снасти управления выведены в кокпит. Бушприт выдвижной, палубный, на круизной версии фиксируется в одном положении. Кокпит хорошо продуман и полностью приспособлен для плавания в одиночку. Покрытие палубы и кокпита - интегрированная тонированная нескользящая поверхность. По центру кокпита - пенек с выведенным стопором и лебедкой гика-шкота. Новинка круизной версии: вдоль сидений кокпита, между стенкой рубки и дополнительной стойкой, натянут тканевый обвес - упор для спины.

План яхт Pogo 40План яхт Pogo 40Сидеть удобно, правда, прилечь можно только на дне кокпита или участке палубы, свободном от стаксель-шкота. У яхты, как и положено широкой (4,4 м) лодке, два пера руля и, соответственно, два румпеля, соединенных рулевой штангой. Место рулевого - в уступчике ближе к борту. Рулить сидя удобно благодаря упорам для ног.

Вход в каюту оставлен "гоночным", в виде наклонного брандера. Над сдвижным люком - микрододжер, хорошо защищающий от прокатывающейся по палубе воды. Внутри, прямо по центру салона, стоит деревянный штурманский стол с пластиковой приборной консолью. Интерьер, по замыслу дизайнера Патрика Розэо, модульный, позволяющий при желании менять местами камбуз, диваны и гальюн. На яхте, которую мы посетили, в салоне три дивана, где можно лечь, только сильно устав, и модуль камбуза. По левому борту за занавеской - гальюн, по правому - два спальных места. В носу за переборкой без двери - еще два спальных места, но все было завалено парусами (похоже, другого места для них нет). Общий стиль интерьера - пластиковый "рай" с оживляющими деревянными вставками, но кругом, как на "гонщике", торчат головки болтов и гайки.

На ходу "Pogo 40" - действительно классика жанра. Мы выходили в ветерок 6-8 уз, и в лавировку яхта, несмотря на принудительный крен, еще "подлипала". Но стоило увалиться, поставить геннакер, как она ускорялась и выскакивала, как камень из пращи. За кормой - минимум волны, приятное шуршание воды и энергичные ускорения из стороны в сторону от движения рулем. В общем, понятно, откуда выросло движение фанатов "Class 40". Тот, кто походил на "Pogo 40", уже с трудом усидит на "мейнстриме" даже больших размеров. Яхта имеет бортовые цистерны водяного балласта, вода набирается самотеком на ходу. Время перелива при повороте - около двух минут. Балласт в основном используется при ходе в ветер более 15 уз в лавировку и - по обстоятельствам - на полных курсах.


"Akilaria 40 Crociera". Хит сезона

Akilaria 40Круизная версия лучшей лодки 2008 г. (по версии журнала "Sail"). Конструктор - французский "патриарх" Марк Ломбар. Строится в Тунисе под надзором фирмы "МС-ТЕС", известной яхтами "Wally". По идеологии и компоновке палубы и кокпита очень похожа на "Pogo 40". Однако корпус уже сэндвичевый, поэтому яхта легче, хотя и дороже. Отличается фирменными ломбаровскими кормовыми скулами, увеличивающими диапазон достаточно узких креновых ватерлиний и впервые примененными на известной яхте "Bonduelle" (IMOCA-60). Также, в отличие от "Pogo 40", имеется более развитая система водяного балласта. Кроме бортовых танков по 750 л, есть кормовой (268 л) и носовой (464 л) танки. Они заполняются выдвижным "совком" или электропомпой.

Перелив при смене галса происходит самотеком. Чтобы управлять водобалластом при повороте, нужно идти в салон, открывать пайол и поворачивать соответствующие вентили. Перелив бортовых цистерн происходит примерно за две минуты.

Akilaria 40Несмотря на то, что лодка выпускается серийно и уже завоевала популярность, качество отделки палубы "спортивное". Кокпит круизера не отличается от кокпита гонщика: в нем нет длинных банок и свободных от оборудования мест, достаточных для солнечного релакса и прочих прелестей. Погон гикашкота, в отличие от "Pogo 40", "по-современному" поднят с пола кокпита и проходит с борта на борт через пенек. Интерьер аналогичен интерьеру "Pogo 40" - крашенный кисточкой подволок, торчащие гайки... Хотя изготовители утверждают, что это "настоящий интерьер круизера", на наш взгляд, он все-таки слегка облагороженный "спортивный".

На ходу в средний ветер "Akilaria" нам показалась пошустрее "Pogo", однако удручил лавировочный угол - около 120°. Получая небольшой крен, лодка просто тащится боком - сказывается значительный угол между центром узкой ватерлинии и плавником киля. Однако среди своих "родственников" "Akilaria" как следующая генерация получила признание и, несмотря на цену, хорошо продается, в том числе и в США.


"Este Class 40". Шаг вперед

Este Class 40Признаемся, походить на итальянской "Este" нам не удалось, но сказать об этой лодке стоит. При всех сходствах с предыдущими яхтами у нее есть существенное отличие, которым гордятся итальянцы, - подъемный киль. В современных условиях круизной инфраструктуры на Средиземноморье это большое преимущество.

Яхту спроектировал Сито Авилес Рамос из архитектурного бюро "Balance", интерьер - Фабрицио Мичче.

Внешнее отличие от двух предыдущих состоит в "круизной", широкой и вытянутой в нос рубке с тремя иллюминаторами по бортам, и прямоугольно-угловатом дизайне, отдаленно намекающем на "Stealth". Такое впечатление, что яхту собрали из плоских панелей. Корпус широкий, с развитыми кормовыми скулами. Кокпит хотя и соответствует схеме "Pogo", но уже более круизный - есть где развалиться на солнышке. Продольные банки достаточной длины имеют вполне приемлемые спинки. Погон гикашкота в корме также поднят со дна кокпита, но всего на половину высоты банок. Под погоном проходят стильно, как кобра заклинателя, изогнутые румпели. Корпус и палуба - винил-эфирный сэндвич на основе PVC-пенопласта.

Рангоут, как и на предыдущих яхтах, углепластиковый и с минимумом регулировок.

Подъемный киль уменьшает осадку с 3 до 1,6 м. Мы решили посмотреть, как он устроен, и были, мягко говоря, удивлены. Не конструкцией - она напоминает подъемный киль одного из первых прототипов "Pogo" яхты "Open-40" с той разницей, что на "Este" киль поднимает встроенный в него гидроцилиндр. Удивление вызвал интерьер - его планировка и качество исполнения. Планировка напоминала вход в плацкартный вагон со стороны купе проводника. Хотя в отделке присутствуют деревянные детали (даже двери деревянные), качество напоминает продукцию "самоделкиных". Неприкрытые гайки и "ежи" повсюду.

Однако посетителей это не смущало... По отзывам представителей "Cantieri Navali d'Este", на ходу
лодка проявляет себя не хуже других, зато ее подъемный киль сильно подвигает конкурентов.


"Azuree 40". Не "Class 40", но очень быстрая!

Azuree 40Azuree 40Эта лодка оказалась уже близка к нашим представлениям о быстром круизере. По-итальянски элегантная, с отличным качеством отделки снаружи и внутри, она сразу привлекла к себе внимание. Спроектирована яхта в известном бюро "Ceccarelli Yacht Design" именно как ULD-круизер и не является адаптированной версией "гонщика" "Class 40". Это отразилось на общей компоновке и дизайне. Корпус привычных для VFC "сороковок" очертаний с кормовыми скулами имеет повышенный в носу борт, что добавляет внутреннего объема при невысокой, зализанной в палубу рубке. Палуба рациональная.

С одной стороны, все погоночному: покрытие, погоны, проводки. С другой, круизная носовая якорная ниша с брашпилем и якорный роульс на А-образном бушприте. Кокпит по-настоящему круизный, просторный и широкий, с удобными комингсами, чем-то напоминающий последние кокпиты "Grand Soleil".

Azuree 40Azuree 40Отличные места для "соляризации" и трапез как на ходу, так и на стоянке. Поднимающийся электроприводом раскладной стол довершает "картину маслом". Однако... Погон гикашкота находится на дне кокпита, практически между штурвальными постами, и приходится перешагивать через мотки веревок привода каретки. В банках кокпита и в кормовой части - шикарные рундуки, в том числе и для плота. Штурвалы легкие, углепластиковые, на месте рулевого - мягкий майларовый обвес вместо леера. В общем, все разумно и достойно. Яхту выпускают в двух версиях: FC и VFC. Основное их различие - это кантингкиль и шверты (на VFC) и стационарный бульбкиль на FC. Соответственно, различается и интерьер: на VFC-версии гидроцилиндры привода киля скрыты под дополнительным столом с камбузной мойкой. Водяной балласт отсутствует. Интерьер, по сравнению с предыдущими, уже радует глаз. И хотя по-прежнему это "пластиковый рай", поверхности сэндвич-панелей гладкие, матричного качества. Везде окантованные аккуратными деревянными рамками полезные ящички, пайолы - деревянные сэндвич-панели. Дверей нет (только в гальюн). Три каюты и салон, всего 6-8 спальных мест. В общем, видна борьба за сохранение весовых характеристик "гонщика" и создание комфорта круизера (с использованием современных технологий).

Наш выход на "Azuree" сорвался, но персонал фирмы-продавца любезно продемонстрировал видео и предоставил ходовые данные. Яхта действительно оказалась быстрой и незатейливой в управлении: с полным гротом "flap top" при ветре в 23 уз уверенно давала 8,5 уз в лавировку и 14 уз в бакштаг. Про лавировочный угол команда ответила: «Как у всех "Class 40"»... Достойная новинка итальянской индустрии, но и цена "за скорость" соответствующая.


"Alekstar 38". Сильно удивил!

Про эту лодку мы слышали давно, и вот удалось посмотреть. Серийная яхта строится в Санкт-Петербурге, конструктор Александр Тараненко.

Alekstar 38Alekstar 38Ожидая увидеть у причала крепкий "совок", мы даже проскочили мимо. Лодка не похожа ни на одну из предыдущих, хотя и имеет близкие размеры (короче "Azuree" на 0,33 м). Выглядит, как концепткар на выставке серийных неликвидов. Откуда забрели эти линии в голову конструктору, неизвестно, но итальянцы, оттопыривая большой палец, говорили: "New age lo stile molto bello!" ("стиль в промышленном дизайне, сочетающий острые ребра с выпукло-вогнутыми поверхностями"). Нарисован, как чистый VFC, без оглядки на box rule или гандикап - все для скорости в комфорте. Лодка напичкана инновациями. В кокпите погон гикашкота, чтобы не путаться под ногами и освободить пространство, поднят на узкий бридждек.

Чтобы через него не перешагивать на кормовую площадку, сделана калитка. А погон? Погон разрезан на три части и при закрытии калитки составляет одно целое. На кормовой площадке два рулевых барабана, из которых торчат наклонные перья; швартуясь кормой к отмелому берегу, их можно выдвинуть вверх. А чтобы киль не мешал, его поднимают гидравликой (осадка уменьшается с 2,7 до 1,5 м). Сиденья кокпита с эргономическими "диванными" спинками имеют достаточную длину, чтобы прилечь там. Все поверхности отличного качества и радуют обилием "круизных" деталей. Лодка имеет водяной балласт 800 л (в двух бортовых танках), управляется он одной(!) многоходовой рукояткой около правого штурвального поста, причем, перелив с борта на борт происходит всего за 40 с. Штурвалы сдвоенные: наружный для рулей, внутренний - для подворота киля (еще и киль поворотный!) при ходе в лавировку. Внутри лодки (наконецто!) классический деревянный интерьер с мягким виниловым потолком и кожаными диванами.

Гальюн огромный, с душевым отсеком и раздвигающими пространство зеркалами. Классическое место штурмана и линейный камбуз с двумя холодильниками и двойной мойкой. Планировка салона такова, что он кажется больше в ширину, чем в длину. Кремовая поверхность переборок имеет вид тисненой кожи (мы купились на это); на самом деле - это специальный пластиковый сэндвич.

На ходу, кроме полного бакштага, яхта также отличалась от всех предыдущих. Дул средний к слабому ветерок 4-6 уз, но корпус не "подлипал", а уверенно, несмотря на потрепанные паруса, шелестел своими пятью(!) узлами. Дальше нас решили удивить ла-вировочным углом. Дождавшись порывчика, слегка накренившего лодку, довернули киль на ветер и предложили после смены галса поглядеть на GPS-трек.

Лавировочный угол составил менее 70°. Вот что рассказали "аборигены": «На слабых и средних ветрах система поворота киля работает отлично, но на волне требует навыков работы. То ли паруса надо перестраивать, то ли по-другому киль крутить... Но пока идем, как все: "Farr 40.7", "DK-46" и пр...» Ну что тут скажешь? Перед выходом нам показали видео с гонки, где все яхты стоят, а "А 38" идет, и как глиссирует в лавировку на верхний знак... Тогда мы скептически хмыкнули, теперь же хотим прокатиться еще.

Мы постарались донести до вас впечатления от новой, захватившей нас стороне круизного яхтинга. Конечно, есть примеры и других быстроходных круизеров известных брендов... Но только с оговоркой: "там" для достижения скорости нужна команда, а "здесь" - нет. Теперь мы реальные фанаты VFC-яхт и, разглядывая каждый новый круизер, невольно примеряем его к своим новым понятиям: какой сэндвич, каков балласт, сколько парусов, подъемный ли киль?.. Чего и вам желаем!

Михаил Жуков, Константин Иевлев
Источник: «Капитан-Клуб» №1, 2009


  • Роберт Ван Грунсвен:«Я просто строю лодки»
  • "Bavaria". В новом интерьере
  • Яхтенная команда "Крылья Советов"




  • Обратная связь