allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Вторая кругосветка Евгения Гвоздева


Вторая кругосветка Евгения Гвоздева


О кругосветном плавании которое в одиночку совершил 65 летний отставной моряк Евгений Гвоздев на самодельной яхте размером 3,7 X 1,4м.

Вторая кругосветка Евгения Гвоздева
Капитан-Клуб, 2000 г., № 4 (15), стр. 72

Вторая кругосветка Евгения ГвоздеваВот уже почти полтора года, как из Махачкалы в свое второе одиночное кругосветное плавание ушел Евгений Гвоздев. Можно немало поведать о его отваге, мастерстве моряка и упорстве. А можно просто напомнить, что яхта Гвоздева длиной всего 3,7 м, а капитану перед началом плавания стукнуло 65 лет.

Прежде чем говорить, куда по глобусу уже дошел Евгений Александрович, напомню, как складывалась для него прошлая весна. За три года на суше Гвоздев не только восстановился физически и морально, но и достроил новую яхту.

Вторая кругосветка Евгения ГвоздеваПроект кругосветки в честь 300-летия Петербурга, инициированный «Золотой книгой», лопнул, и Евгений Александрович решил, не дожидаясь чьих-либо благодеяний, идти в океан на своей самоделке.

В начале марта 1999 г. почти готовую яхту он спустил с балкона второго этажа, где она строилась, и на грузовике отвез в док судоремзавода.

Здесь закрепил на днище яхты тяжеленный, под 100 кг киль, выкрасил борта ярославскими белилами и нанес надписи: на носу — название судна «Саид», на корме — порт приписки: Makhachkala. И по апрельскому холодку отправился в плавание на восточный берег Каспия, в Актау.


Вторая кругосветка Евгения ГвоздеваХодовые испытания прошли удачно — 370 миль в оба конца «Саид» осилил без особых сложностей, если не считать продолжительного штиля посреди моря, из-за чего путешествие несколько затянулось.

4 мая 1999 г. Е.Гвоздев благополучно привел свое миниатюрное судно обратно в Махачкалу и еще две недели устранял недоделки, собирал имущество и продукты, до предела набив «салон». Тюков, пакетов, ящиков и сумок было столько, что спать первое время приходилось, высунув ноги наружу через люк. Внутри яхта напоминала большую нору или маленькую берлогу, вмещающую 700 кг груза, в том числе 90 кг веса самого путешественника и 250 л воды (из расчета всего по 2 л на сутки). Остальное — продукты (трехмесячный запас) и яхтенное снаряжение. Ни радиостанции, ни спутниковой навигации, стоящей слишком дорого для пенсионера, совершающего вполне частное кругосветное плавание. Таковы правила игры, выбранной Гвоздевым. Суровой и опасной мужской игры...

Нас, редакцию газеты «Новое дело», следивших за каждым шагом Гвоздева в его первой кругосветке 1992—1996 гг., никак не упрекнешь в ироничном или, более того, недружеском отношении к Евгению Александровичу. Но когда во время проводов 17 мая 1999 г. я смотрел, как беззащитно выглядит в каспийских волнах его яхта, в голове неотвязно звучала старая песенка про трех мудрецов в одном тазу, плывущих по морю, да еще в грозу.

За первым показательным переходом «Саида» из гавани махачкалинского судоремзавода в торговый порт следили объективы фото и тележурналистов. Судно «Веха» тащило на буксире маленькую 6елую яхту, которая исправно взбиралась на волны и спускалась с них и, казалось, все это могло тянуться бесконечно.

Вторая кругосветка Евгения ГвоздеваЕе размеры (длина 3,6 м, ширина 1,4 м) выбраны не произвольно, а повторяют размерения яхты «Австралийская штучка», на которой Серж Теста обогнул земной шар за 500 дней. У тех мудрецов, что ходили по морю в тазу, дело кончилось плохо. У Гвоздева и тазик побольше, попрочнее, и характер покрепче. Не дотерпев совсем немного до 3-летия своего возвращения из первой кругосветки, отважный махачкалинец стартует в новый поход. Плавание начатось трудно. Неожиданно долгий и сложный переход до Астрахани, борьба с волжским течением, которое никак не мог осилить слабенький мотор. Потом переброска яхты автомашиной в Новороссийск, что позволило сберечь массу времени, сил и средств. Мелкий ремонт в яхт-клубе морского пароходства. Выяснение отношений с тамошними пограничниками и таможенниками, сильно походившее на вымогательство. Только 2 июля прошлого года Гвоздев смог выйти в Черное море курсом на Босфор.

Уходя из Махачкалы, он предупредил, что писем будет мало, вероятнее телеграммы со встречных российских судов. Моряк торопился, поскольку знал, опоздание с графиком похода в Северном полушарии приведёт к тому, что в Южном он столкнется с зимой и штормами. Так оно и вышло.

То ли активность российского торгового флота теперь сильно упала, то ли торопился путешественник очень, но обещанных писем и телеграмм мы в редакции так и не дождались. Лишь в конце декабря раздался телефонный звонок с Канарских островов.

См. сообщение Дженни Миллер в Катерах и Яхтах. В общем, за полгода он одолел Черное, Мраморное, Эгейское, Ионическое и Средиземное моря, вдоль берегов Испании вышел к Гибралтару и под Рождество достиг Лас-Пальмаса, опровергнув тем самым утверждение, что российским пенсионерам путь на Канары заказан. Гвоздев торопится и, едва отметив с новыми и старыми друзьями католическое Рождество 27 декабря, выходит в Атлантику курсом на Бразилию. Если помните, именно в эти дни Западную Европу накрывает ураган, испортивший французам праздник. Его правое крыто зацепило Канары и через несколько дней в Лас-Пальмас вернулось несколько крупных яхт с поломанными мачтами и, увы, неполными экипажами. Гвоздева спасло то, что он повел «Саида» круто на юг. И перед уходом еще раз предупредил друзей, что ближайшие 2-3 месяца писем от него не будет, и просил не беспокоиться.

Вторая кругосветка Евгения ГвоздеваОн плыл 90 дней (20 дней штиля) и 4 апреля зашел в частный яхт-клуб Рио де Жанейро. Отсюда его выставили через несколько часов, приняв, вероятно, за морского бомжа — настолько не вписывалась маленькая скромная яхта в шикарный местный пейзаж. Купив продуктов (Гвоздев уже сидел на жесткой диете — на рисе, который ему дали встреченные в Атлантике рыбаки) и набрав воды, махачкалинец гордо двинулся дальше на юг, дав себе слово не соваться в богатые яхт клубы, где понятия о морском братстве забыты или вовсе неведомы. Уже в следующем по курсу яхт клубе порта Сантус близ Сан Паулу, где наконец разобрались в его флагах и поняли, откуда он плывет в своем тазу, наш яхтсмен оказался в центре внимания журналистов. Им он беззаботно и насколько позволял сленг объяснил, что огорчают его только две вещи: опоздание из-за штиля на традиционные бразильские карнавалы и незнание португальского языка, заменить который англо-испано-французским морским жаргоном невозможно.

Далее были бразильские порты Уба-Туба, Изабелла и Флорианополис. Именно оттуда состоялся в начале июля звонок Е.Гвоздева в редакцию. Знаете, это немного ошарашивает, когда после лопотания телефонистки "Уно моменто, сеньор" знакомый голос с характерным выговором вдруг четко произносит: — "Это Гвоздев беспокоит. Из Бразилии." Я, естественно, спрашиваю: "Это там, где много диких обезьян?" На что слышу вполне резонное —"Обезьян много — денег мало. Хватит хохмить." Тем не менее, разговор через океан длился 12 минут. Кое-что удалось узнать, а самым сильным впечатлением от трех месячного перехода через Атлантику были не штормы, а нападение меч-рыбы. Рыба просто охотилась и повредила киль, хотя могла проткнуть борт. Но обошлось.

На момент разговора яхта «Саид» стояла во Флорианополисе последний день. Гвоздев сказал, что идет в Монтевидео, столицу Уругвая, но особо торопиться не будет, и вот почему. Его следующей и главной целью является мыс Горн — очень хочется выйти в Тихий океан, обойдя именно его. Если предприятие удастся, Гвоздев войдет в историю мирового яхтенного спорта. Но его лучше осуществлять в теплое время года, то есть, по понятиям Южного полушария, с октября по апрель. Поэтому оставшиеся месяцы Гвоздев будет к мысу Горн подбираться, чтобы начать штурм в наилучшую пору, когда теплее и дыхание Антарктиды не столь леденящее. Судя по тому, что в июле Евгений Александрович больше не звонил, он идет на юг вдоль побережья Бразилии. Так далеко каспийские мудрецы в своих тазах еще не забирались.

Капитан-Клуб, 2000 г., № 4 (15), стр. 72

Олег Санаев, главный редактор еженедельника «Новое дело», Махачкала.
Фото автора.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


  • Лево руля!
  • Погиб известнейший яхтсмен России - Евгений Гвоздев
  • Евгений Гвоздев




  • Обратная связь