allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » Фолз оф Клайд - танкер под парусами


Фолз оф Клайд - танкер под парусами


Парусники, отжившие свой век и сохраненные в качестве музейных экспонатов, можно увидеть во многих странах мира. Одним даруют жизнь за красоту, другим за то, что они представляют собой типичные суда своего времени. Но чаще такой участи удостаиваются наиболее известные из них - участники исторических событий, морских баталий и выдающихся плаваний. В США таких судов несколько, и среди них - "Фолз оф Клайд" ("Falls of Clide"), поставленный на прикол на Гавайских островах в порту Гонолулу.

На сегодня "Фолз оф Клайд" является единственным в мире четырехмачтовым парусником с полным прямым парусным вооружением. Известно, что полное корабельное вооружение - это три мачты с прямыми парусами, а тут четыре...

История "Фолз оф Клайд" по-своему интересна и примечательна.

Парусник был спущен на воду в 1878 г. в Шотландии (Глазго) и был назван в честь водопадов на реке Клайд. Это было очень хорошее судно, соответствовавшее высшему стандарту Ллойда "А-1".

Корпус длиной 266 футов был сделан из высококачественной стали, глубина трюмов составляла 25 футов, высота мачт - 138 футов. Судно могло брать 1740 т груза и первоначально предназначалось для перевозки генеральных грузов в Индию и юго-восточную Азию. После серии рейсов в 1899 г. известный судовладелец Уильем Мэтсон перекупает "Фолз оф Клайд" за 25 тыс. долларов, переводит его в Гонолулу и поднимает над ним флаг Гавайских о-вов.

Предприимчивый судовладелец, исходя из экономических соображений, переоборудует корабль в барк, чем сокращает экипаж, увеличивая при этом количество кают для пассажиров.

С этого времени и вплоть до 1907 г. "Фолз оф Клайд" в основном перевозил сахар и пассажиров с Гавайских островов в Северную Америку. Парусник пользовался репутацией легко управляемого, удобного и быстроходного судна: на переход до Сан-Франциско в среднем уходило 16 суток.

Шло время, наступал век нефти. Она стала необходима и в Полинезии. "Фолз оф Клайд", приобретенный нефтяной компанией "Associrred Oil Company", переоборудуется в танкер под парусами! В трюмах - десять танков, способных вместить 750 тыс. галлонов нефти. Нефть доставляется из Калифорнии, в обратном направлении идет черная патока и неочищенный сахар для скота.

В 1922 г., после более чем 40 лет эксплуатации, со старого парусника срезают мачты и буксируют к берегам Аляски. Участь его незавидна - 30 лет он в качестве самоходной баржи доставляет топливо на рыболовные суда. И вот, как убыточное, "неуклюжее" судно "Фолз оф Клайд" перегоняют в порт Сиэтл на переплавку.

Именно тогда поднимаются голоса в защиту необычного парусника, начинается борьба за его спасение. 1967 год. Жителям Гавайских о-вов удается собрать необходимые деньги для выкупа парусника и начала его восстановления.

Парусному судну был предан его первоначальный вид - он вновь стал четырехмачтовым кораблем. Однако танки для перевозки топлива в его трюмах оставили.

Сегодня "Фолз оф Клайд" стоит у причальной стенки по соседству с морским музеем, которому он и принадлежит, совсем недалеко от башни Алоха (Aloha Tower). Обветшавший такелаж снова требует замены, краска местами облезла...

Рядом - причалы, где швартуются современные океанские круизные лайнеры, привозящие праздную публику в этот райский уголок. Вокруг стоящего у причала "Фолз оф Клайд" царит благодушная атмосфера курортного местечка, и мало кто замечает возле трапа плакат с надписью, призывающей помочь поддержать восстановление славного старого парусника.

Автор: Александр Ремесло
Источник: Журнал "Капитан-Клуб" №5, 2008



  • P&I клубы
  • Два линкора
  • Круиз по Греции




  • Обратная связь