Чартер. Некоторые рекомендации по подготовке к первому плаванию

Предположим, вы отучились в одной из яхтенных школ и собираетесь в первый раз взять яхту в чартер самостоятельно. На что, прежде всего, обратить внимание? Для начала перечислю вопросы.

— С кем я пойду в это плавание?

— Какого размера яхту заказывать?

— Когда и где?

— Как рано надо побеспокоиться о заказе яхты, и с какой чартерной компанией лучше иметь дело?

С кем я пойду в плавание?

Наиболее важный, на мой взгляд, вопрос. Как подбирать экипаж — вопрос деликатный; вряд ли существует точный рецепт, подходящий всем, однако дам несколько общих рекомендаций.

Во-первых (это главное), берите с собой людей, которым вы ДОВЕРЯЕТЕ.

Во-вторых, следует трезво отнестись к их количеству на борту. Случается, что из желания сэкономить или еще по каким-то причинам берут сразу человек десять, а то и больше. Я бы не советовал этого делать. Небольшая экономия денег вряд ли стоит потери времени и сил в попытках организовать и дисциплинировать большую разношерстную компанию. Помню одного такого новичка-капитана, которому приходилось сильно нервничать, управляясь с командой из 11 человек (это при том, что в обычной жизни он руководил целой компанией).

Какого размера яхту заказывать?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от ответа на первый, а также от вашего предыдущего опыта. Если в процессе учебы вам доводилось тренироваться на крупной яхте (45-50 футов), то для вас этот вопрос не так уж важен. Если учеба проходила на яхте маленькой (34-36 футов), возможно, в первое плавание не стоит идти на большой, а повышать размер постепенно, с обретением опыта.

Где будет проходить плавание?

Для первого раза стоит выбрать район, в котором вам будет несложно и комфортно, например, известное вам место или акваторию с большим количеством марин, обеспечивающих короткие дневные переходы. На Средиземном море таких мест много: Турция, Хорватия, Италия…

Когда брать яхту?

Часто яхту стремятся взять в самый разгар летнего сезона — в июле или августе, однако у этого периода есть ряд недостатков. Тяжело с местами в маринах: везде много народу, и нужно приходить на стоянку рано. Кроме того, очень жарко, и при этом в Хорватии, к примеру, может быть мало ветра, а в Греции и Турции, наоборот, слишком много. Более комфортными являются периоды до начала или после окончания летнего сезона (май-июнь или сентябрь).

За сколько времени и у какой чартерной компании заказывать яхту?

Ответ прост: чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем лучше: и выбор будет больше, и выше вероятность получить яхту со скидкой. Заказывать яхту за полгода или даже ранее — нормальная практика для европейцев; стоит обратить на это особое внимание, наша традиционная манера делать все в последний момент может сослужить плохую службу.

Чартерных компаний много, но, начав заниматься поиском подходящего варианта за месяц до отъезда, вы столкнетесь со множеством проблем, в частности, с отсутствием свободных яхт или ограниченным выбором.

К кому именно обратиться? Основная рекомендация здесь такая: если в интересующем вас месте нет чартерной компании, репутация которой вам известна, лучше предпочесть наиболее известную и крупную. Такие компании явно не «однодневки», они заботятся о своем реноме, и, скорее всего, вы встретитесь с добросовестным отношением. Следует быть осторожным с компанией, у которой мало яхт, у которой они старые, а цены заметно ниже, чем у конкурентов.

Обращаться ли непосредственно к зарубежным чартерным компаниям или воспользоваться услугами отечественных фирм-посредников? Это как вам удобнее. Если вы владеете английским, можете договариваться напрямую.

Но и у российских компаний есть плюсы: большую часть организационной работы они проделают сами, избавят от ведения деловой переписки и проблем с переводом денег за рубеж.

Ну вот, теперь можно перейти к вопросам непосредственной подготовки к плаванию. (Здесь особое внимание следует обратить на то, что многое можно и нужно узнавать, изучать и готовить задолго до поездки. Опытные капитаны делают именно так.)

— Где взять информацию по предполагаемому району плавания?

— Как грамотно составить маршрут недельного плавания?

— Как узнать погоду на интересующий нас район?

— Как провести инструктаж экипажа перед поездкой?

Информация по предполагаемому маршруту

Морская карта, лоция для яхтсменов и отзывы опытных соратников -вот главные источники этой информации.

Яхтенные лоции издаются по самым популярным среди яхтсменов акваториям, в них описаны места, интересные именно капитанам яхт и катеров. Описаны подробно, со всеми стоянками, вплоть до самой маленькой бухты, рекомендациями по постановке на якорь, именами и телефонами хозяев прибрежных ресторанов и т.д. Уточним сразу: речь идет исключительно о зарубежных изданиях. В России купить яхтенную лоцию можно через Интернет (оплата на почте при получении, возможна и предоплата — в этом случае удобно оплачивать через Webmoney, Яндекс.Деньги, так же уточните принимает ли продавец денежные переводы. Книгу пришлют по почте, надо только иметь в виду, что процесс этот может затянуться от недели до месяца (или придется доплатить за срочную пересылку). Некоторые лоции есть и в цифровом виде.

Единственное предостережение: обратите внимание на год издания! Если книга издавалась последний раз лет пять назад, многое могло измениться.

Например, построены новые марины, а в некоторых местах, наоборот, теперь нельзя стоять и т.д. Впрочем, на сайтах уважаемых издателей можно скачать дополнения к ранее выпущенным лоциям.

Весьма полезными могут оказаться снимки из космоса. На многие популярные места есть недавние снимки высокого разрешения, и можно в подробностях разглядеть какую-нибудь марину или порт.

Теперь о самих картах. Удобны электронные карты — они в последнее время стали доступнее, их полная коллекция на акваторию плавания может храниться в ноутбуке. Бумажные карты на район плавания обычно выдают на месте, но об этом следует узнать заранее.

Расспросить о выбранном месте плавания у более опытных яхтсменов стоит в любом случае. Если среди ваших знакомых таковых нет — не беда, можно пообщаться в Интернете. Обычно такие просьбы не остаются без внимания, и если вы задаете конкретные вопросы, то получаете конкретные ответы.

Маршрут недельного плавания

Общий принцип такой: время возвращения в точку финиша нужно планировать с некоторым запасом. Начинаем планирование «с конца». Сдать яхту нужно в пятницу вечером (крайний срок — утро субботы, но это мы оставляем на непредвиденные обстоятельства), соответственно, намечаем приход в «родную» марину в пятницу во второй половине дня.

Следовательно, в четверг вечером мы должны оказаться где-то недалеко, если есть возможность — не далее 20 миль, с тем чтобы гарантированно попасть на место вовремя даже при ухудшении погоды. Далее — делим имеющиеся у нас ходовые дни примерно поровну: первая половина — на удаление от места старта-финиша, вторая — на возвращение туда же.

Все предыдущие рассуждения относятся, естественно, к обычному «дневному» режиму плавания, когда переход от стоянки к стоянке происходит в светлое время суток. Плавание с ночными переходами предполагает наличие опытного экипажа и здесь не рассматривается.

Информация о погоде

Прежде всего, в каждой приличной лоции (для больших судов или яхтенной) обязательно есть раздел, посвященный погодным особенностям конкретного региона; его стоит внимательно изучить. Информация о местных
ветрах, местных признаках ухудшения погоды в некоторых случаях даже более важна, чем сам прогноз, который часто бывает слишком «общим».

Особенно ценно это окажется, если свежего прогноза в силу каких-либо обстоятельств нет. В любом случае, собственные наблюдения за изменениями ветра, облаков, давления, плюс знание элементарной гидрометеорологии и информация о местных погодных особенностях — все это поможет вовремя заметить приближение непогоды и принять меры.

Ценным источником информации, конечно, является Интернет. На многих популярных у яхтсменов погодных сайтах есть архивные данные за прошлые года. Например, мы выбрали июнь, и всегда можно посмотреть, какая была погода в выбранном месте в июне конкретного года. Могут быть представлены подробные данные по дням или среднестатистические за месяц.

Следует также подумать о том, какие источники прогнозов будут доступны во время плавания. Прогнозы погоды вывешиваются в офисах марин, передаются по радио, их можно получить в Интернете. На борту прогноз можно получать через мобильный телефон.

GPRS-интернет доступен везде, где есть мобильная связь. Недостатком является дороговизна и невысокая скорость, однако многие погодные сайты для яхтсменов имеют «облегченные» версии как раз для таких целей. Тут также стоит подготовиться — до поездки «забить» в телефон или компьютер несколько прямых ссылок на страницы с прогнозами нужных мест. А еще есть возможность загрузки GRIB-файлов, если мы берем с собой ноутбук со специальной программой. Этот способ тоже весьма удобен и экономичен, скачиваемые файлы «весят» немного. Но что делать, когда мобильная связь работает, а Интернет недоступен? SMS! Информатор, с которым вы договорились заранее, легко ответит на ваш запрос о прогнозе, главное, чтобы он был «в теме», лучше всего — тоже яхтсменом.