allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Чтобы лучше понимать море


Чтобы лучше понимать море


Яхтенная школа Национальной ассоциации шкиперов готовит яхтсменов на получение диплома "Master of Yachts Offshore". Эта ступень предшествует самой высокой квалификации - "Master of Yachts Ocean". В России такой курс обучения проводится впервые. Его уникальность объясняется тем, что для него школа должна иметь инструкторов уровня "Master of Yachts Ocean Instructor". На сегодня у нас такую квалификацию имеет только один яхтсмен - директор яхтенной школы Национальной ассоциации шкиперов Алексей Панасенко.

Плавание без берегов

Удостоверение Master of Yachts OffshoreУдостоверение Master of Yachts OffshoreКвалификация "Master of Yachts Offshore" требуется тем, кто хочет заниматься яхтингом профессионально. Отличие от предыдущей ступени "Yachtmaster Coastal" такое же, как плавание в сотнях миль от земли от морской прогулки в прямой видимости берега. Диплом "Master of Yachts Offshore" позволяет ходить в открытом море или океане, брать в аренду большие лодки водоизмещением до 200 per. т. Раньше, чтобы получить такую квалификацию, нужно было ехать за рубеж - либо в Форт Лодердейл (США), где находится штаб-квартира IYT, либо в британскую RYA.

Если при плавании в прибрежной зоне вы можете пользоваться береговыми ориентирами, то в оффшоре вокруг только море, ветер не встречает препятствий на протяжении сотен километров, и там другие волны. Да и психологический фактор - понимание, что под тобой не 20, а 3000 м, действует на многих угнетающе.

"Наша главная задача - дать знания, и мы несем юридическую и моральную ответственность за то, что может случиться с нашими учениками, когда они самостоятельно выйдут на воду. К счастью, к нам приходят взрослые, состоявшиеся люди, которые понимают, зачем им нужно наше обучение", - говорит старший преподаватель Алексей Панасенко.

К слушателям курсов так же, как и к преподавателям, предъявляются высокие требования. У них должен быть подтвержденный опыт хождения в море на большие дистанции, наличие распознаваемой квалификации. Обучение в значительной степени проводится на английском языке, на нем же сдают тесты.

Это необходимость, поскольку практически все оффшорные плавания проходят в международных водах. Но это не значит, что повышение квалификации яхтсменов напоминает курсы переводчиков - фонетика морского английского специально адаптирована для легкого произношения людьми любой национальности, а лексика заучивается в процессе решения задач, как вести себя на воде.

План занятий

Обучение состоит из теоретической части, которую преподают в течение 5 дней, и практической - 5 дней в Средиземном море в начале лета. В практическом курсе упор сделан на морскую терминологию, на распределение обязанностей, отработку маневрирования в марине, подход-отход, постановку на якорь и маневры безопасности. Еще два дня отведены на экзамен, который принимает независимый эксперт. Здесь яхтсмены должны продемонстрировать все, чему научились в школе, их оценка напрямую зависит от того, готовы ли они управлять лодкой.

Теоретическая подготовка проходит с 09.00 до 19.00. Вопреки опасениям, что столь интенсивный курс неудобен для слушателей, расписание вызвало полное понимание у яхтсменов (все они серьезно относятся к обучению). Единственное сожаление, которое было высказано, - занятия не проводятся в пансионате, и приходится тратить время на дорогу домой. Однако в школе предусмотрено индивидуальное обучение, которое предполагает занятия один на один с преподавателем в удобном для слушателя месте и в удобное время.

"...Я и сам с ужасом думал: чему мы их можем научить? Одно дело - преподавать новичкам, которые любое твое слово воспринимают с восторгом, и совсем другое - людям, которые уже давно самостоятельно ходят на яхте. Это большая ответственность. Во-первых, мы тратим их время, во-вторых, берем оплату за обучение. Но, как показала практика, они почерпнули много нового", - говорит Алексей Панасенко. По его словам, несмотря на то, что правила логически просты, они содержат немало нюансов. Между тем, арсенал правил у многих сильно выхолощен и зачастую сводится к двум-трем алгоритмам, которые люди пытаются применить в любых ситуациях: и при ограниченной видимости, и в условиях разделительного канала.

Шкиперы, которые систематически не изучают правила, рискуют постепенно опуститься до уровня, когда остается только один принцип: "Ты маленький, убегай от всех". Такой подход ограничивает возможности яхтсмена и не дает чувствовать себя полноценным моряком.

"Суха теория, мой друг..."
В отличие от традиций отечественной системы обучения, яхтенная школа Национальной ассоциации шкиперов стремится к подаче знаний в практическом аспекте. «Сейчас наблюдается смещение интересов людей от сухого академического знания к более живому, конкретному, применимому на практике. Такая смена парадигм имеет свои основания, - утверждает Алексей Панасенко. - Простой пример: в российских школах есть стандартный способ преподавания радиосвязи, который требует изучения больших объемов информации. Вся она вряд ли понадобится яхтсмену на практике. Что ему действительно будет необходимо, так это вызвать проходящее мимо судно, запросить место в марине, дать свои координаты в случае чего. Но именно эти вопросы освещаются слабо. Надо понимать, что можно долго и с удовольствием постигать теорию распространения радиоволн, но это не приблизит человека к эффективному использованию радиоаппаратуры. После такого теоретического курса времени, отведенного на практикум, группе хватает только на то, чтобы с бумажки произнести сигнал "MAYDAY". И по окончании обучения не каждый сможет подставить в эту бумажку свои координаты».

Лишняя теория всегда идет либо в ущерб практическим занятиям, либо в ущерб времени студента. Поэтому в кашей яхтенной школе некоторые теоретические аспекты сокращены, чтобы, например, изучая радиокурс, каждый мог тренироваться в ведении переговоров при различных ситуациях.

Яхтенная школа Национальной ассоциации шкиперов имеет лицензию IYT и работает по ее стандартам, стремясь поднять российский яхтинг до международного уровня. Среди студентов на занятиях школы присутствовал известный яхтсмен Владимир Чирков, на которого уровень обучения произвел очень хорошее впечатление. "Наличие таких учеников па занятиях дает нам возможность объективно оценить свой уровень, -рассказал Алексей Панасенко. - Мы стремимся давать серьезное профессиональное образование, и мнение состоявшихся яхтсменов со своим опытом преподавания и хождения под парусом для нас очень важно".

Сила притяжения

«Еще недавно мы не могли решиться начать преподавать курс "Master of Yachts Offshore", поскольку казалось, что это не востребовано, - говорит заместитель директора яхтенной школы Денис Маслов. - Но практика показывает обратное. Надеемся, через год, когда подрастут наши ученики, подтянутся люди из других школ, дойдет очередь и до "Master of Yachts Ocean". Практически каждый день я принимаю заявки о вступлении в нашу Ассоциацию, хотя пока она находится в самом начале своего развития и не сулит своим членам каких-то крупных бонусов. Но люди тянутся к профессионалам, к единомышленникам. И мы очень рады, что таким центром притяжения стала именно Национальная ассоциация шкиперов. Значит, будем развиваться дальше».

Владимир Ватрунин, "bareboat skipper":

«Почему я решил повысить квалификацию? Любое дело хочется делать максимально хорошо, желательно - лучше всех. На мое решение пройти курс в яхтенной школе Национальной ассоциации шкиперов повлияло и знакомство с Алексеем Панасенко. Предыдущую квалификацию я получал в яхтенной школе, где Алексей работал инструктором. Затем мы участвовали в регате в Мармарисе, Алексей был нашим шкипером. Это человек, который умеет увлечь за собой.

Обучение значительно меняет взгляд на яхтинг - каждый следующий уровень заставляет серьезнее подходить к вопросу. Тематика курса включает дополнительный материал, а то, что мы изучали на предыдущем уровне, разбирается предметно и раскрывается в новом свете. Меняется и отношение к материалу: боишься что-то пропустить, потому что это может сказаться на практике. Если, будучи любителем, думаешь в основном о себе, то, получая профессиональные навыки, в большей степени - чувствуешь ответственность за людей, которые на борту.

Несмотря на шутки по поводу обуявшей меня ж жди знаний, я не уверен, что остановлюсь. Пока не знаю, как "потяну" по времени и финансам, как к этому отнесутся члены моей семьи. Они, кстати, и сами бывали на яхтах, и их заботит, что они там ничего ни умеют. Так что, не желая быть 6аластам, они тоже потихоньку учатся».


Владимир Чирков, яхт-мастер RYA и IYT:

"Свои первые права я получил в 1970 г. Опыт у меня действительно большой, но присутствовать на занятиях яхтенной школы было интересно. Мы получали советское образование, а преподавание в Национальной ассоциации шкиперов опирается на западные методики. Это дает возможность получить больше информации о том, как это принято у них, а такой симбиоз повышает безопасность плавания. Понимание западной специфики, начиная от терминологии и заканчивая прокладкой курса и тропическими циклонами, особенно актуально сейчас, когда можно ходить куда угодно. Знания лишними не бывают, поэтому все учатся с удовольствием. Отличается и расписание занятий. Для взрослых раньше было общепринятым проводить курс по вечерам. Люди приходили после рабочего дня уставшие, слушали преподавателя, потом перед сном едва успевали что-то почитать. Программа растягивалась на 2-3 месяца...

А здесь используется методика глубокого погружения, когда все бросают дела и несколько дней полностью сосредоточиваются на занятиях. Конечно, КПД от такого обучения выше. Тем более что люди уже подготовленные, ходили под парусом..."


Пока верстался номер

Четверо слушателей теоретического курса "Master of Yachts Offshore": Владимир Ватрунин, Александр Долинин, Сергей Голофаст и Родион Карсое - успешно прошли практический курс и подтвердили квалификацию "Master of Yachts Offshore", получив итоговый сертификат. Владимир Ватрунин начал работать в качестве инструктора-преподавателя в Яхтенной школе Национальной ассоциации шкиперов.


RAYS
Национальная Ассоциация Шкиперов
Москва, Окружной проезд, 15, оф. 209,
тел./факс +7 (499) 3697454, www.skippers.ru

Автор: Ольга Таболина
Источник: Журнал "Капитан-Клуб" №5, 2008



  • S.Marine и Smart Yachts готовятся к объединению
  • Получение международного документа на право управления прогулочным судном
  • Ассоциация национального класса яхт "эМ-Ка"




  • Обратная связь