allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Volvo Ocean Race 2008 - Этап1


Volvo Ocean Race 2008 - Этап1


11 октября в испанском порту Аликанте 88 моряков с 8 яхт стояли в окружении своих близких. Следующий раз ступить на землю им предстояло через 6500 миль в Кейптауне. Поприветствовать яхтсменов перед стартом прибыл король Испании Хуан Карлос III.

Volvo Ocean Race 2008Volvo Ocean Race 2008Флот стартовал при норд-весте 25-30 уз; первой под гимн "All around the world" док покинула яхта "Косатка" ("Team Russia"). Лодки прошли короткую дистанцию-петлю и под геннакерами при скорости ветра более 20 уз взяли курс на Гибралтар. Лидерство захватила "Ericsson 4" ("International", шкипер Торбен Грааль).

Поломки начались спустя несколько часов после старта. У "Косатки" открылась течь в гидроцилиндре наклона киля, а у "Telefonica Blue" лопнула рулевая тяга, для ремонта которой пришлось зайти в гавань в Гибралтаре. Выдержав причитающийся 12-часовой штраф за использование помощи, яхта снова стартовала.

Первая задача для штурманов - как пройти Канарские о-ва: с запада или с востока. Лидирующая к этому моменту "Telefonica Black" выбрала наветренный, западный маршрут, "Ericsson 3" ("Nordic") проложила кратчайший курс сквозь архипелаг, остальной флот пошел ближе к африканскому побережью. Ян Уолкер ("Green Dragon") воспользовался правом один раз за этап скрыть на 12 часов свое местоположение. Лодки разошлись на 200 с лишним миль, но разрывы по генеральному курсу измерялись считанными милями.

Днем восточная группа получила хороший северо-восточный ветер 19 уз, и в лидеры вышли "Puma" и "Ericsson 4". "Telefonica Blue" также воспользовалась выгодами восточного прохода, нагоняя флот. "Green Dragon" вышла из тени на 4-й позиции, пройдя сквозь архипелаг; режим невидимости ничего не изменил для нее. На шедшей второй "Ericsson 4" у рулевого новозеландца Тони Матера воспалилось травмированное колено. Под руководством береговых медиков на борту сделали разрез, но решили не рисковать и высадили его на рыбацкое судно в районе о-вов Зеленого Мыса (Кабо-Верде). Экипаж потерял 50 миль, переместился на 3-ю позицию и остался без одного рулевого; его место занял шкипер Торбен Грааль.

При подходе к экваториальной штилевой зоне разгорелась тактическая борьба. Одновременно "Puma" и "Ericsson 4" сделали поворот и ушли на запад. Из-за этого 10-12 часов они фактически не приближались к зачетным воротам на маршруте - о-вам Фернандо де Норонья, формально на время утратив лидерство. Зато традиционно - чем дальше на запад, тем выгоднее оказывается угол для захода в штилевую зону. Ее надо пересечь в самом узком месте, используя редкие грозовые шквалы и непредсказуемые локальные погодные системы.

Лучше всего это удалось команде Яна Уолкера; за двое суток, проскочив штилевую зону, "Драконы" ушли западнее всех, в ночь на 22 октября первыми получили ветер и рванули к зачетным воротам, положив в копилку 4 очка.

Удивительно: первые 5 яхт прошли ворота в порядке, обратном финишу портовой гонки в Аликанте. Портовая гонка и ворота оцениваются одинаково, поэтому все 5 лодок в итоге набрали по 6 баллов.

Спустя две недели после старта 5 яхт находились близко друг от друга (в десятке миль), что добавляло напряжения на борту. Лидировала "Puma", но самая южная позиция - у "Ericsson 4". "Green Dragon" сдала позиции. Ян Уолкер пытался сохранять уверенность, хотя одна за другой яхты уходили вперед. "...Тяжело наблюдать, как более быстрые лодки откалывали наше лидерство по кусочкам, а затем и вовсе обошли нас с наветренного борта. Мы по-прежнему... продолжаем бороться за лидерство... идем на пределе наших возможностей... Наш киль на 460 кг легче, чем у других, - у нас возникают сложности на встречных курсах в сильный ветер. Однако мы еще не до конца освоили лодку, и я уверен, что нам удастся улучшить показатели".

Штурманы флота изучали метеокарты в поисках благоприятного атмосферного фронта, который позволит рвануть в попутном ветре на Кейптаун. "Впереди бешеная гонка при штормовом ветре. Мы уже начали готовить яхту к жесткой погоде и даем команде больше отдыха перед циклоном" (Ян Уолкер, "Green Dragon").

С приходом шторма скорости стали расти. 29 октября "Ericsson 4" прошла за сутки 565 миль, на 2 мили улучшив рекорд 2006 г. команды "ABN AMRO Two". На следующий день "Ericsson 4" преодолела 600-мильный барьер, о чем еще 10 лет назад невозможно было и мечтать: лаг зафиксировал 602,66 мили.

"Рекорд - это замечательно, но мы не стремились к нему специально. Задача была оставаться впереди холодного фронта как можно дольше. Условия были жесткими, особенно ночью. Самая большая проблема - волны: луны нет, поэтому рулевому сложно предугадывать каждую волну" (Торбен Грааль, "Ericsson 4").

«Это какое-то сумасшествие - ветер 35 уз, волны 7 м, кромешная тьма, мы в 1500 милях от ближайшей земли и продолжаем выжимать из яхты еще больше скорости. Лодка издает такие звуки, что, кажется, развалится на куски, но нам нужно держать скорость, чтобы оставаться впереди холодного фронта. Снимаем шляпы перед парнями с "Ericsson 4" за отличную работу в этих штормовых 24 часах. Мы пытались идти с ними в одном ритме, но в какой-то момент пришлось брать рифы на гроте и сбросить обороты к ночи, в итоге отстали намного» (Ян Уолкер).

Рекордный переход вывел "Ericsson 4" в лидеры с отрывом от ближайшей "Puma" на 27 миль. Флот опять начал растягиваться: средний ветер у всех был около 30 уз, лидеры сообщали о 40 уз. Идущие позади "Puma" и "Green Dragon" отстали и находились ниже лидера, он контролировал их. Во время шторма на идущей за ними "Telefonica Black" сломались перо руля и бушприт; один из шкотов выломал шверт, был риск потери мачты. Из экипажа никто не пострадал. Команда смогла установить аварийное рулевое устройство и продолжила движение с малой скоростью, пропустив "Team Russia" и "Delta Lloyd". "Green Dragon" в попытке догнать "Ericsson 3" воткнулась в волну, спинакер лег на леерное ограждение и порвался. Затем яхта столкнулась с подводным объектом и остановилась; в итоге отставание от шведов 27 миль. Но борьба за 3-е место продолжалась до самого финиша, Андерс Левандер даже включал режим невидимости, заставив понервничать ирландцев.

2 ноября в 05.54 по Гринвичу, проведя в море 21 день 17 мин. и 54 с, команда Торбена Грааля пересекла финишную линию с отрывом в 135 миль (12 ч) на этапе и в 1 очко в общем зачете от "Puma". По статистике победители последних пяти кругосветок начинали с того, что выигрывали первый этап.

«Гонка была плотной, скорости всех яхт практически равны. 70 или даже 80% времени этапа шли в пределах видимости с "Puma". Причина нашего успеха - в тренировках. За 2 года до старта было объявлено об участии синдиката, и мы начали тренироваться... Почти год мы тренировались в условиях открытого океана. Когда пришел холодный фронт, мы были к нему готовы. Мы изучили яхту очень хороню...» (Торбен Граэль).

Кейптаун – Кочин

Второй этап до индийского порта Кочин был не столь драматичным, как первый; к тому же он завершился, когда номер уже верстали. Поэтому о нем коротко.

В Кейптауне на "Ericsson 3" установили новый, соответствующий правилам киль - больше у команды не будет штрафных баллов. После старта "звери" ("Puma" и "Dragon") пошли на юг, навстречу циклону. Обе "Ericsson" остались в середине флота. Дойдя до циклона, команды дружно заболели - кто простудился, кто отравился. Тем не менее все добрались до ближайшего циклона и, оседлав его, помчались к меридиональным "воротам" (58° в.д.), за прохождение которых, как за промежуточный финиш, начисляются очки.

Тактика флота напоминает проблему буриданова осла: идти на юг - выше скорость, на север - оказаться ближе к финишу. Грамотнее всех идет "Ericsson 4", сохраняя скорость и не сильно отклоняясь от рекомендованного курса. У "Puma" от резвой скачки на 40-узловом ветру началось расслоение набора в носу. Команда пыталась выполнить ремонт на ходу, и лодка, чтобы дойти до финиша, поубавила прыти.

"Dragon" на порыве сломал гик и тоже на время притормозил. Команда заявила, что справится: скоро отклонение на север, в зону слабых ветров и лави-ровки, где отсутствие гика можно компенсировать такелажем.

После "ворот" в лучшем положении оказались "Ericsson 3" и "Puma". Впереди - практически рестарт в зоне штилей. Кто удачнее ее проскочит, тот и выиграет этап. Неожиданно показала класс "старушка" "Delta Lloyd" (в "девичестве" "ABN AMRO One") - при подходе к штилевой зоне на шквалах отыграла у флота более 100 миль. Но лучше всех прорвался через "долдрамсы" Торбен Грааль на "Ericsson 4". Он и финишировал первым, привезя всему флоту более суток. Как говорится, везет сильнейшим.

И отдельно о "Team Russia"

Еще до старта стало известно, что глава синдиката и баковый Олег Жеребцов по семейным обстоятельствам пропустит первый этап. Его заменил запасной в экипаже 31-летний южно-африканец Кэмрон Уилле, шкотовый на Кубке "Америки" 2007 г.

В первые же дни гонки нам, зрителям, стало ясно, что "Косатке" сложно конкурировать с соперниками по скорости, и оставалось только надеяться на мастерство шкипера и команды в тактической борьбе за выгодные позиции к ветру. Однако попытки поймать удачу - более выгодный ветер в стороне от флота - успехом не увенчались. Выбранная тактика прохождения штилевой зоны также оказалась проигрышной. Особенно нелегкими были последние дни: из-за досаждающих течей отказала часть связного оборудования, Андреас Ха-накамп лишился возможности приема погодных карт. В результате "Косатка" финишировала 3 ноября в 15.29 по Гринвичу 6-й, на финишной прямой потеряв ветер, опередив только "Delta Lloyd" и поврежденную "Telefonica Black".

В Кейптауне на борт вернулся Олег Жеребцов, но команду покинул Гильермо Алтадилл для участия в другом проекте; его место вахтенного начальника занял Ник Бабб.

На втором этапе события развивались в прежнем ключе. Сразу же отстав от флота, "Косатка" сначала ловила счастье под африканским берегом. Затем, чтобы набрать очки за промежуточный финиш, спустилась в зону ветров далеко на юг и даже оказалась 4-й при прохождении зачетного меридиана. Но это было сильно в стороне от нужного курса, и когда весь флот повернул на север к Индостану, "Косатка" оказалась в хвосте. Далее, как и на 1-м этапе, неудачное прохождение зоны штилей и в результате... Когда финишировала первая яхта "Ericsson 4", до Кочина "Косатке" оставалось более 600 миль...

Пока дела обстоят так. О просчетах и неудачном стечении обстоятельств для "Team Russia" непременно стоит поговорить. Но не сейчас: разбор полетов следует проводить после полетов.А "полет" "Косатки" еще продолжается...

О приключениях на других этапах читайте в следующем выпуске.

Volvo Ocean Race 2008 - Этап1

Аликанте - Кейптаун
Источник: «Капитан-Клуб» №1, 2009



  • В Гольфстриме
  • Vendee Globe "Опус" №6
  • Volvo Ocean Race 2008-2009




  • Обратная связь