allboating.ru

яхты  и путешествия


Информация | Путешествия | Соревнования | Экстрим | Люди | История | Разное | Форум | Каталог сайтов

» » » Архангельские деревянные катера.


Архангельские деревянные катера.


Деревянные катера с небольшими дизельными двигателями появились в Архангельске давно, в сороковые годы, но расцвет их пришелся на шестидесятые-семидесятые. У людей появились деньги, да и мастеров которые могли построить такой катер, было много. Впрочем, что я говорю! Катера в Архангельске не строили, их шили. Да-да, шили! Так и говорили, «сшить катер».

Деревянный катер, это не только дощатый корпус и двигатель, это еще и кабина, которую обычно делали из фанеры. Катер без кабины, это не катер, а так, баловство. Катера шили не для того, чтобы девочек по Двине покатать, а для более серьезного дела, для рыбалки, чтобы можно было уплыть к дальним островам дельты, или еще дальше, к Белому морю, к островам Мудъюг или Кумбыш. Ах, какая рыбалка была на море! Но за один день туда-сюда не обернешься, если плыть на рыбалку, то обязательно с ночевкой. А поди-ка, переночуй на воде в открытой лодке, ведь все на свете проклянешь! Другое дело, ночевка в кабине.

Делали кабины низенькими, и забираться внутрь приходилось на четвереньках. Те мужики, кто поэкономнее, делали в кабине только один иллюминатор, а те, кто думал не только о выгоде, но и красоте, делали три или пять: спереди и по бокам. Иллюминаторы были разные, и круглые, и овальные. В кабине, слева и справа, делали большие лавки, чтобы можно было лечь, вытянувшись во весь рост. Самые хозяйственные мужики ставили в кабине металлические печку, выводили через крышу трубу, и плавали на таких катерах до ноября, пока на Двине шуга не начинала шуршать, и не начинал падать снег. Катера были тихоходны, но вместительны. Взяв запас продуктов и дров для печки, ну, и водочки, конечно, можно было уплыть на рыбалку хоть на целую неделю.

Архангельские деревянные катера.

Катера были разные. Они были похожи на своих хозяев. Были катера неказистые, грязноватые, выкрашенные темно-серой или шаровой, как говорят на флоте, краской. Хозяева этих катеров были скуповаты, и если можно было сэкономить рублик, они его экономили. Зачем покупать краску в магазине, если можно договориться с моряками, красящими военный катер, и краска обойдется всего в пару бутылок водки. А если ты работаешь на судоремонтном заводе, то можно и просто унести краску с завода.

Были и другие катера, покрашенные в два или три цвета, вылизанные от носа до кормы. Даже рулевые колеса у них были сделаны на заказ, в виде маленьких штурвалов. Хозяева этих катеров денег для своих любимцев не жалели.

Но было одно общее у всех катеров. Каждый катер имел имя, которое было написано на носу.
Были катера, названные в честь жён и подруг: «Надежда», «Вера», «Любовь», «Татьяна»…
Популярны были птицы и рыбы: «Ласточка», «Сокол», «Орёл», «Окунь»… Не были забыты природные явления: «Гром», «Молния», «Туман»…
Натур поэтических среди архангельских рыбаков не было, а может, и были, да стеснялись они называть свои катера такими именами, как «Исчезающий в ночи» или «Рассветный луч». Попробуй, выйди на Двину на катере с таким названием! Потом проходу от мужиков не будет!

В начале семидесятых катера стали регистрировать, присваивая им номера. На бортах появились большие регистрационные буквы и номера одинакового размера. Имена катеров исчезли не сразу. Некоторое время, по привычке, хозяева подновляли их, и многие катера плавали и с именем на носу, и с номером на борту. Потом имена как-то враз исчезли.

В восьмидесятые на Двине появилось много металлических лодок и катеров. «Казанки», «Воронежи»… Они пользовались популярностью, так как были неприхотливы и долговечны. Их днища не надо было смолить, и не надо было следить за сохранностью деревянных корпусов. Но они не давали защиты от непогоды и истинные рыбаки не изменяли своим деревянным любимцам.

Потом пришли смутные девяностые. Резко подорожал бензин, кабины катеров стала взламывать шпана, унося всё мало-мальски ценное, и для многих людей катера превратились в обузу, которую и нести тяжело, и бросить жалко. Стали умирать старики, а детям катера отцов зачастую были не нужны. Гнили и разрушались они и возле заборов в тихих улочках Соломбалы, и на берегах речки Соломбалки.

Деревянные катера в Архангельске есть и сейчас, но разве может сравниться их количество с тем, что было тридцать-сорок лет назад, когда пришвартовать катер на Соломбалке было потруднее, чем в наши дни припарковать машину в центре Москвы.

Архангельские деревянные катера.

http://vaga-land.livejournal.com


  • Госзаказ на оказание услуг по ремонту катеров
  • Первые в России гонки миллионеров Poker Run
  • Оседлавшие волну




  • Обратная связь