Фантом безопасности в гонках

Во время недавней Санкт-Петербургской Парусной недели с двумя яхтами случились серьезные происшествия. Расскажу подробно об операции по спасению яхты «Фантом». Как капитану судна обеспечения на этой регате, имеющему за плечами не один дальний поход, мне бы хотелось, чтобы организаторы и спортсмены помнили о правилах хорошей морской практики и серьезнее относились к теме безопасности. Причем важно, чтобы эта тема развивалась не в направлении запретов выходить в море, а заставила задуматься: что сделать, чтобы яхты и спортсмены участвовали в морских гонках без неоправданного риска.

Авария

«Фантом» — яхта класса «Open 800», 2007 г. постройки; опытный капитан Андрей Решетов и команда. 20 августа во время гонки Приморск -Выборг за два часа до захода солнца у яхты отломился фальшкиль. Полминуты вибрации, 2-3 с переворота — и экипаж оказался в воде. (Треснул плавник в районе сварного соединения с фланцем, крепящимся к корпусу. Причины — недостаточный конструктивный запас прочности и отступление от проекта, допущенное при постройке. После происшествия все яхты данной серии отозваны изготовителем для проверки и доработки. Возможно, дополнительным поводом к появлению трещины послужила посадка на камни тремя неделями раньше на Ладоге. — Прим. ред.)

Это произошло в трех милях к востоку от о. Соммерс; температура воды 16-17° С, ветер 10-12 м/с, высота волны до 1,2 м. Можно считать удачей, что авария произошла в зоне взаимной видимости яхт. Экипаж подняли с воды через 20 мин., дали сигнал бедствия. Судно обеспечения, 13,6-метровый парусно-моторный кеч «Елена», получило сообщение об аварии в 19 ч. 14 мин. Мы находились между о.Рондо и скалой Халли, вышли на помощь под мотором и парусом. Подошли к месту аварии в 02 ч. 35 мин.

Издалека корпус перевернутой яхты походил на касатку. Рядом находились еще две лодки — «Teleri» и «Северное сияние»; последняя обеспечивала радиосвязь, потому что радиостанция на «Елене» отказала. Авария произошла в месте разделения судового хода, у поворотного буя. Близость идущих танкеров заставляла спешить. Диспетчер порта Приморск, получив информацию о случившимся, направлял танкеры «по встречке».

Первая задача — уйти с судового хода. Вторая — в безопасном месте попробовать перевернуть «Фантом». Третья, в случае успеха первых двух, — откачать из яхты воду. И четвертая задача — отбуксировать лодку в Выборг.

Перевернувшаяся лодка набрала воды и превратилась в плавучий якорь массой в несколько тонн. Мачта сломалась. Так как переворот длился 2-3 с, отдать паруса команда не успела, и, значит, под водой находились многочисленные концы и сами паруса. С «Teleri» закрепили к «Фантому» конец и легли в дрейф. Ночью ветер ослабел до 5 баллов, волна 4 балла. Подходить близко к перевернутой лодке и другим яхтам «Елене» было опасно: мы могли навалить на них, сцепиться рангоутом. Я решил заводить буксирные концы с надувной лодки.

Буксировка

Подошли к «Teleri», временно закрепили на ней конец, но на волне и в темноте ребята не увидели вовремя слабину — конец ушел под воду. «Елена», чтобы не терять управляемость, периодически подрабатывала винтом. В результате конец намотался на винт, и «Елена» потеряла ход. За все время операции это был, пожалуй, самый опасный момент: три судна в связке на фарватере. Во время операции капитан спасательного судна не должен покидать его, но отправить в воду срезать тросы некого — на борту женщина, оператор ТВ и двое юнг. Опытные яхтсмены находятся в шлюпке, но неизвестно, какие они ныряльщики.

Читайте также  Карты, деньги, катера…

Тем более что я несколько лет ходил на однотипной с «Еленой» яхте и знаю ее подводное устройство. Ныряю сам. Темно, со шлюпки подсвечивают винт.

Конец перерезан, но полностью освободить от него винт не удается. Зато как генератор мотор работать может, значит, есть электричество освещать паруса и место события. А ход «Елена» может обрести, если поставить паруса.

В 3 ч. 15 мин. начали буксировку «Фантома» — он идет боком, но потихоньку движемся. Из Приморска передают, что яхты находятся на судовом ходу (а то мы не знали!). Пограничники сообщают, что для захода на Соммерс нужно разрешение. У нас «форс-мажор», думаю, в аварийной ситуации можно укрыться в «закрытых» гаванях. Вряд ли кто-то встал бы у нас на дороге, но обсуждать это с инстанциями ночью недосуг.

Подошел судейский катер «Посейдон». Буксировать аварийную лодку он не мог: яхту в таком состоянии можно тащить без риска разрушения корпуса со скоростью максимум 1,5 уз, а катер может идти минимум 4 уз.

С «Посейдона» спросили, застрахована ли яхта. Получив утвердительный ответ, предложили бросить ее. Надо было видеть в этот момент капитана «Фантома» Андрея Решетова! Гонки, авария, купание в холодной воде, борьба за спасение судна, ожидание… и вдруг — «бросить, утопить». Кажется, сначала пришлось бы его пристрелить, а потом уже топить яхту. Я был с ним согласен: бросить всегда успеется. А вот получить деньги от страховщиков…

Сколько месяцев-лет потребуется? И сколько выплатят в итогелГем более, что пока все получается. «Е^на» намного тяжелее аварийного судна и, даже работая только парусами, справляется с буксировкой. Уходим с судового хода, дожидаемся рассвета…

Переворот

Рассвело. Идем курсом 40°, скорость 1,5 уз, бакштаг левого галса. Решено переворачивать «Фантом», не добираясь до Соммерса. Становится тише, глубины позволяют, буксировка значительно облегчится, если операция удастся тут.

Перевернуть «Фантом» удается только с четвертой попытки. Удлиненный грота-фал «Елены» завели на лебедку правого борта «Фантома» (рис. 3). С его помощью накренили корпус примерно на 50°. Далее основную тягу обеспечивал дополнительный фал, заведенный на лебедку левого борта «Фантома» (рис. 2, фото). При этом, чтобы удерживать корпус поперек направления буксировки, с носа и кормы завели «брасы» (рис. 1). Ветер ослаб до 3 баллов, и хода не хватало. В буксировку включилась яхта «Северное сияние» и, как та мышка, помогла вытянуть «репку». Сначала они подработали своим небольшим двигателем, потом поставили геную и добавили последние килограммы усилий, необходимые для переворота. Вся операция заняла 4,5 ч. Все, с «Фантомом» на ровном киле можем идти в Выборг курсом 60°, скорость уже 4 уз.

Читайте также  И все же мы дошли…

Финал

Зрелище впечатляющее — яхта напоминает подводную лодку. Следующая задача — скоростная буксировка. При скорости более 4 уз благодаря своим обводам яхта должна всплыть. Экипаж «Фантома» старается освободить яхту от такелажа, рангоута и пузырей парусов, открыть люки для оттока воды, забрать что-то из личных вещей. Лебедками подтягиваем корпус к борту «Елены».

«Елену» ведет третья вахта. Вода постепенно уходит из «Фантома», и через 3 ч. буксировки нос яхты всплывает. Все участники операции перекусили и упали спать. Поступает помощь с других яхт. Команда с «Teleri» помогает отчерпывать воду и срезает остатки троса с винта «Елены». Люди уже могут шутить, что самая эффективная помпа — ведро в руках перепуганного матроса. Электрические помпы «Фантома», конечно, отказали. К 16.00 корпус всплывает. «Елена» под мотором и парусами ведет «Фантом» в Выборг со скоростью 6 уз. К нам еще раз подходит судейское судно убедиться, что все в порядке; оттуда, наконец, передают работающую радиостанцию. Вся операция заняла более 30 ч.

Опыт, сын ошибок трудных

• Средства аварийной сигнализации на яхтах должны храниться в кокпите или на палубе, в герметичных сумках-поплавках, всплывающих со всей укладкой. В тяжелую погоду в ночных гонках вахте, а может быть, и всей команде желательно иметь фальшфейеры и другие средства аварийной сигнализации в кармане комбинезона или спасжилета. Экипажу перевернутого «Фантома» даже днем не удалось донырнуть до пакета с фальшфейерами и ракетами, спрятанного внутри лодки! Нырнувший человек легко мог запутаться в такелаже, оказавшемся под водой после переворота. Авария случилась в зоне видимости яхт друг другом. Но ведь бывает и иначе. Только на везение рассчитывать нельзя. (Визуальные сигналы бедствия замечают далеко не всегда, поэтому в морских прибрежных гонках целесообразно также иметь на борту ручные УКВ-радиостанции, допускающие погружение в воду (с обозначением «submersible»). Они не должны использоваться в качестве основных, чтобы батарея всегда была заряжена на случай аварии. — Прим. ред.)

• Я убежден, что для обеспечения гонок следует использовать крупные парусно-моторные яхты. Во-первых, паруса в качестве движителя выручают в случаях наматывания концов на винт, частых при таких операциях. Во-вторых, высокие мачты могут помочь при маневрах, связанных с восстановлением перевернутых яхт. В-третьих, сравнительно большие экипажи способны в три вахты круглосуточно обеспечивать «боеспособность» спасателя при затянувшихся или чередующихся происшествиях. Наконец, автономность таких яхт позволяет проводить длительное патрулирование в намеченных районах и буксировку малым ходом, а высокая обитаемость — принимать на борт и обеспечивать необходимым пострадавшие экипажи, не прерывая при этом выполнения основной задачи.

Резюме: «Фантому» повезло, что в качестве судна обеспечения шла именно такая яхта.

• При организации морских гонок следует заблаговременно назначать на судно обеспечения опытного и деятельного капитана, который составит четкий план на каждый день гонки и подберет работоспособный экипаж. Необходимо разработать отдельное Положение по обеспечению гонок, в котором должен быть прописан порядок принятия решений, указано, кому, когда и в чем подчинен капитан судна-спасателя и перечень случаев, когда он действует самостоятельно. К примеру, согласно международной практике и КТМ, принято, что, если не создан специальный штаб операции, ее возглавляет капитан судна, первым подошедшего к месту аварии. Далее он передает руководство капитану специального судна-спасателя, и они решают, как проводить спасение. Руководство спасательной операцией не должно возлагаться на капитана аварийного судна, как нам рекомендовали с борта судейского судна ночью 21 августа. «Аварийный» капитан может лишь помогать им советами, но уж точно не командовать, находясь на борту ИХ корабля!

Читайте также  Соловецкая регата - впервые в ранге Всероссийской

• Кроме того, в плане по обеспечению на каждые сутки регаты должны быть заблаговременно намечены и пронумерованы районы патрулирования, где находятся суда обеспечения. Районы эти надо рассчитывать из кратчайшего подхода к любой точке дистанции с учетом расположения возможных укрытий.

• Важный момент: судно обеспечения и экипаж необходимо готовить заранее и проверить их пригодность к работе в экстремальной обстановке. В экипаж не должны входить «пассажиры», навязанные организаторами соревнований и воспринимающие мероприятие как морскую прогулку. Экипаж должен утверждаться капитаном и лишь потом — организаторами. Яхта-спасатель не должна испытывать проблем с аккумуляторами, двигателем, парусами, тросами, спасательными средствами, средствам радиосвязи и сигнализации. Должны быть и флаги МСС: это в России их знают плохо, а за рубежом читают очень хорошо (неоднократно убеждался на личном опыте).

Я принял «Елену» под командование за день до выхода. Опытных яхтсменов оказалось всего четверо. Смешно сказать: мы ушли в море, не имея даже гоночной инструкции. Единственное, что удалось раздобыть, — бумагу с красивым названием «timesheet», из которой много не узнаешь. Работа началась с закупки провианта и… ремонта гальюна. Кстати, позднее обнаружили причину неисправности нашей рации — просто не было антенны. Это выяснилось лишь в ходе операции (мощные береговые станции «Гранит» и «Приморск-Трафик» были слышны без антенны). Большие аккумуляторы оказались ничтожными по емкости — ночь хода на парусах, и утром из Приморска мы уйти уже не смогли. Хорошо, что заранее взяли дизель-генератор, иначе все обеспечение сорвалось бы. Как раз тогда поступил сигнал о поломке руля на яхте «Укор» во 2-й гонке.

Мы привезли на «Елену» длинные футштоки, ракеты и фальшфейеры, тросы штормовых лееров, запасной карт-плоттер и носимые GPS. Жаль, не знали только, что рация нерабочая… В результате судно свою миссию выполнило. Могу утверждать, что одну яхту благодаря нашим действиям точно удалось спасти от гибели. А переворот яхты, осуществленный только под парусами, насколько я знаю, до нас еще не делал никто.

Напоследок хочу поблагодарить экипаж «Елены», который, несмотря на все трудности и проблемы, сумел обеспечить гонку: Анну Борихину, Анастасию Тихоненко, Игоря Шапошникова, Сергея Драчева, Сергея Ефимова, Андрея Черныха, Дмитрия Ермилова, Алексея Кириченко. Уверен, к моей благодарности присоединятся экипажи яхт «Укор» и «Фантом».

Автор: Андрей Дыбовский
Источник: Журнал «Капитан-Клуб» №5, 2008