Все о яхтах и яхтинге

Мега-Яхты наступают

Международные аналитики утверждают, что супер-яхтами обзаводятся люди, размер состояния которых превосходит 30 миллионов долларов. А таких, по данным журнала «Fortune» в мире насчитывается более 60 000. Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, количество богатых людей выросло с 1996 года на 60%, причем более половины составляют жители Европы и США. Журнал «Forbes» сообщает, что в России только за последний год число долларовых миллиардеров увеличилось с 25 до 39 человек.

В глобальном масштабе

Мировой рынок супер-яхт, или другими словами яхт более 24 метров длинной, продолжает расширяться темпами, которые кажутся невероятным для судов такого размера. В 2000 году на верфях всего мира строилось 317 супер-яхт, в 2001 их стало уже 428, в 2002 — 505, в 2003 — 482, в 2004 — 510. Некоторый спад производства в 2003 вероятно был вызван террористическими актами в Нью-Йорке и войной в Ираке.

Другими словами производство супер-яхт выросло более чем на 60 % за последние пять лет. Если прибавить к этим официально подтверждённым заказам значительное количество яхт, строящихся на небольших и малоизвестных верфях по всему миру, то картина получиться ещё более впечатляющая.
По данным журнала «Nautica» на сегодняшний день в Италии успешно работают на рынке супер-яхт 25 компаний, выпустивших за 2004 год около 200 корпусов. Лидирует не только на итальянском, но и на мировом рынке концерн Azimut-Benetti — 60 построенных и заложенных яхт. Затем идет Ferretti Group (Custom Line, Ferretti Yachts, Pershing, Riva и CNR) — почти 40, Rodriguez Group (Arno, Overmarine и I.S.A.) — около 30, RIPA Group — около 15, Cantieri di Pisa — 7 и Perini Navi — 6. «Этот рынок, способен поглотить тысячи супер-яхт, — заявил один из крупнейших яхт-брокеров Джерард Родригез, — мне бы только хотелось иметь их в достаточном количестве».

Как это не удивительно, но рынок запрашивает все более и более крупные яхты. В настоящий момент большинство верфей строят яхты до 30 метров, поскольку просто не располагают производственными мощностями для строительства более крупных. Отчасти этим объясняется интерес многих участников рынка к новым партнёрам в Азии, Турции, России. Некоторые из них уже пытаются выти и на российский рынок (Kingship Marine — Гонг Конг, World Yachting Group — Турция).

Если оценивать мировое производство мега-яхт, ситуация выглядит приблизительно следующим образом: Италия — 72 корпуса в год; США — 70; Голландия — около 50; Англия — 30 (вместе с тайваньскими верфями); Новая Зеландия — чуть больше 20; Дания — 15; наконец, Австралия, Германия и Греция — по 10 или около того. Впрочем, эта статистика несколько тенденциозна, поскольку учитывает только количество, а не размеры построенных яхт, а большинство самых больших яхт строится в Голландии.

Читайте также  У судовладельцев отбирают землю

Мега-яхты это не просто

Почти все верфи сегодня стремятся строить супер-яхты. Однако делать это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Пример Паоло Вителли — главы концерна Azimut-Benetti показывает, что войти в этот сегмент рынка и конкурировать с престижными, имеющими устоявшуюся репутацию и признанный авторитет верфями совсем непросто. Например, Feadship объединяет в себе три наиболее известные имени в истории яхто-строения De Voogt Naval Architects и Royal Van Lent и De Vries основана еще в 1849 году. Benetti потребовалось почти 20 лет, несмотря на уже громкое имя, чтобы войти в лигу строителей мега-яхт. Элитные клиенты весьма взыскательны и хорошо информированы, они пользуются услугами лучших экспертов, сюрвейеров и юристов и прекрасно знают, что хотят получить за свои деньги. Окончательная спецификация контракта обычно составляется несколько месяцев и подробнейшим образом описывает скорость, мореходность, конструктивные особенности, и прочие качества будущего судна. Судостроитель не может позволить себе ни малейшей ошибки, чтобы не потерять с трудом завоёванной репутации. При этом недостаточно только строить хорошие яхты, необходимо обеспечить соответствующее послепродажное обслуживание.

Похоже, отечественные верфи это уже понимают. Во всяком случае, Морской Завод «Алмаз» сотрудничает с одним из лучших яхтенных дизайнеров мира Дональдом Старки, а менеджментом занимается известная голландская компания Koersvelt Yacht Projects. Московский Судостроительный и Судоремонтный Завод подружился с голландскими компаниями по проектированию и организации строительства Vripack Yachting, Guido de Groot Design, Ginton Naval Architects, а дизайн интерьеров выполняет прославленная своим основателем фирма Jon Bannenberg Design.

Несомненно, фактором, тормозящим развитие российского яхтостроения, является отсутствие какой бы то ни было консолидации и государственной поддержки. В той же Италии немалая заслуга в развитии яхтостроительной индустрии принадлежит ассоциации UCINA, (Italian Marine Industry Association), которая лоббирует интересы яхтостроителей в правительстве, недавно добилась принятия нового регистра весьма привлекательного для владельцев чартерных супер-яхт с налоговой точки зрения. В Голландии поддержанием репутации и продвижением яхтенной индустрии занимается ассоциация HISWA (the Netherlands Association of Enterprises in Water Recreation). Российским верфям пока приходиться полагаться только на себя и своих партнёров. Удастся ли им занять достойное место на рынке — покажет время, но перспективы у них хорошие.

Десять самых больших яхт мира

Самая большая частная яхта в мире спущена на воду всего несколько месяцев назад в обстановке почти секретной. Даже с её названием не всё ясно. Первоначально проект назывался «Platinum», но на борту появилась надпись «Golden Star». Яхта имеет 160 м длины, постройка шла на верфи Blohm & Voss, затем на Lurssen и, наконец, завершилась DEU. Достоверной информации о владельце яхты и прочих подробностях пока нет.

Читайте также  Поддержи парус: проголосуй за командора Яхт-клуба Санкт-Петербурга!

До этого самой большой частной яхтой была 147-метровая «Prince Abdul Aziz», принадлежащая Королю Саудовской Аравии Фауду. Заплатив «всего» $109 млн. король наслаждается прогулками по Красному морю. Обслуживает Его Величество экипаж из 60 человек. На яхте имеется плавательный бассейн, трансформируемый в танцпол и такие необычные вещи, как полностью оборудованный госпиталь с операционной, новейшая система подводных телекамер, а по слухам, имеется и мощные оборонительные системы, включая даже «Стингеры».

Сам принц Абдул Азиз — наследника престола и министр обороны Саудовской Аравии согласно этикету имеет яхту поскромнее, «всего» 140 м. Но по общему водоизмещению «Al Salalah» самая большая яхта в мире.

Президент корпорации «Oracle», владелец 4-го по размеру состояния в Америке и известный любитель яхтинга Лари Эллисон вновь вышел в лидеры, завершив в прошлом году строительство своей очередной 138 м яхты (Lursen, DEU, 2004). Это последнее творение великого Банненберга носит название («Восходящее солнце») продолжая традицию (предыдущие яхты назывались «Katana» и «Iznami»).

Целых 12 метров уступает Эллисону «Octopus» — яхта другого компьютерного «короля», совладельца «Microsoft» Пола Алена (Lurssen, 2003). Зато Ален был единственным, кто владел сразу тремя яхтами длиной более 60 м. пока не уступил одну из них «Le Grande Blue» Роману Абрамовичу. Об особенностях «Octopus» производители хранят строгое молчание, в соответствии с условиями контракта.

На два метра короче (124,36 м) «старушка» «Savarona». Это первая яхта, построенная знаменитой верфью Blohm & Voss ещё в 1931 г. для американской миллионерши Эмилии Кадваладер. Через шесть лет, так и не побывав у американских берегов, яхта была продана «отцу всех турок» Кемалю Ататюрку. Правда, президент провёл на яхте всего несколько недель, и после его смерти её превратили в тренировочное судно. Яхта пережила пожар и пришла в полный упадок, когда в 1980 г. судовладелец Кахраман Садикоглу взял её в лизинг и, вложив $50 млн. превратил в роскошное чартерное судно по проекту Дональда Старки. Среди гостей «Савароны» отметились супермодель Клаудия Шиффер, гитарист Джордж Харрисон, актеры Роберт ДеНиро, Хью Грант, Силвестер Сталлоне.

121 метр насчитывает яхта «Alexander» (Flender, 1976) греческого миллиардера Янниса Латциса. Изначально это было круизное судно, Латцис приобрел его в 1985 году и переоборудовал в великолепную яхту. На её борту гостил принц Чарлз с Дианой и Камилой Паркер Боулз (поочередно, конечно), экс-король Греции Константин и прочие знаменитости. После смерти Латциса в прошлом году яхта, видимо, будет продана.

Читайте также  Новая концепция классификации прогулочных судов в России

На следующей позиции была бы 121 м яхта «Al Mansur», принадлежащая Саддаму Хусейну, но после войны в Ираке, она полностью разрушена.

«Atlantis II» (Hellenic Shipyards, 1981) имеет длину 116 м. Она постоянно стоит на приколе в Монако. Семейство Неархос, которому она принадлежит, видимо полностью утратило дух своего патриарха Ставроса. В своё время, узнав, что Онасисс установил трансформируемый плавательный бассейн на борту своей «Кристины», Ставрос немедленно распорядился сделать такой же, а спутниковая навигационная система ITT, установленная на «Atlantis II» была вторым экземпляром в мире.

Увы, сегодня экипаж яхты занимается только тем, что передвигает её между пирсами, когда в марине нужно освободить место.

115 метровый «Pelorus» (Lursen 2003) — так называется прибор для взятия пеленгов, а также великолепное новозеландское игристое вино. Что именно вдохновило владельца дать такое название яхте точно неизвестно, как и никогда не объявлялось его имя.

Тем не менее, все уверены, что «Pelorus» принадлежала саудовскому шейху Модхасану. Принадлежала, потому что её приобрёл за 88 млн. долларов Роман Абрамович. По слухам среди 40 человек экипажа есть и бывшие сотрудники британского спецназа.

108-метров длины «Le Grande Blue» (Vulkan, 2000) тоже принадлежат Роману Абрамовичу. Правда, после переоборудования длина могла несколько увеличиться, но об этом официально не заявлялось. В мае прошлого года для хозяина Чукотки была готова третья яхта, «Extasia» (Feadship), длиной в 85 метров. Ежегодное обслуживание всех трех судов обходится их владельцу в 30 млн. долларов. Однако владелец «Челси» всё равно недоволен и заключил с верфью Blohm&Voss контракт на $135 млн. на модернизацию и переоборудование всех 3-х яхт (а возможно и 4-х, если считать 55-м «Samax» Feadship).

Кстати, скромная 31-метровая яхта Владимира Путина «Паллада», построенная менее чем за год в 2003 году по официальным данным обошлась налогоплательщикам всего в 4 млн. долларов.