Все о яхтах и яхтинге

Соловецкая регата — впервые в ранге Всероссийской

В середине июля по всему Белому морю замелькали паруса — более 30 крейсерских яхт различных классов пришли в бухту Благополучия (острова Соловецкого архипелага) на старт 34-й Соловецкой регаты.

В последние годы эти соревнования обретают все большую популярность. Увеличивается число участвующих яхт, количество этапов регаты. Дистанцию гонок стали прокладывать не только в Двинской и Онежской губе, но и в Кандалакшском заливе. Стали приходить гости из многих городов России. В этом году здесь собрались яхтсмены из Архангельска, Кондопоги, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Северодвинска.

Перенос с 2006 г. основной части стартов на рейд Большого Соловецкого острова также способствовал росту массовости — яхтам с других акваторий страны добираться стало несколько ближе. На Соловках же стали проводиться церемонии открытия и закрытия регаты, награждение победителей и призеров.

Изменился и статус соревнований — в этом году регату впервые включили в общероссийский календарь.

За всеми изменениями организаторы регаты не забывают и сложившиеся традиции. Одна из них — посвящать состязания значимым событиям в истории Российского флота. Нынешние, например, проводились в честь 50-летия атомного флота России. Возможно, поэтому особенно желанным стал приход яхт из Санкт-Петербурга, где в экипажах собралось немало военных моряков.

При подготовке к парусным баталиям этого года организаторы пошли на серьезное расширение программы. Во-первых, помимо гонок самой Соловецкой регаты, разыгрывался Кубок Северо-Запада среди крейсерских яхт. Это позволило спортсменам, не успевающим к началу регаты, рассчитывать на награды в соревнованиях Кубка. При этом 5 кубковых гонок проходили в Онежском заливе, в зачет гонок регаты добавлялись 3 в Кандалакшском заливе. Во-вторых, теперь в рамках регаты разыгрывается и Малый Кубок Северо-Запада в детско-юношеских классах. Малая Соловецкая регата прошла на Святом озере, у стен монастыря; в гонках участвовали команды из Мончегорска, Москвы, Новгорода, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Северодвинска, Ярославля. И для жителей пос.Соловецкий, и для большинства туристов, посещавших в эти дни монастырь, гонки детей стали запоминающимся, удивительным зрелищем. Оргкомитет предоставил детям несколько швертботов классов «Laser-Pico», «Луч-Радиал», «Луч-Мини», «Оптимист», «Zoom». Соревнования проходили и как командные матчевые эстафеты, и по схеме матч-рейсов на выбывание.

Читайте также  Псковская парусная регата

Ну и самое приятное то, что всех приехавших на Соловки журналистов организаторы постарались разместить на время гонок на яхтах, чтобы не лишать их ярких впечатлений.

Представителю «Капитан-Клуба» местечко нашлось на «Агинее» из Северодвинска. Оказалось, яхточка с довольно любопытной историей. Построенная силами заводских яхтсменов 20 лет назад, она до сих пор остается в числе действующих яхт-гонщиков. Но, по признанию ее нынешнего капитана Виктора Кузнецова, больше она подходит для дальних походов. Были плавания в Польшу, в Шотландию. Прошлым летом экипаж совершил большое путешествие по Балтике — ходили в Германию, в город Нойштадт. Как всегда в парусном спорте, многое решает опыт рулевого и слаженная работа команды. В нескольких гонках, в которых мне довелось участвовать, чувствовалось, как за счет хорошего знания возможностей яхты, грамотного учета местных условий, постоянной работы с парусами, «Агиней», далеко не фаворит регаты, не только хорошо берет старт, но и постоянно держится в середине группы более современных яхт. А уж ошибки конкурентов в тактике или прогнозах изменения ветра использует, что называется, «на полную катушку» — все же за плечами капитана 40-летний опыт.

Правда, и капитану, и экипажу такое количество стартов на регате кажется избыточным. «График гонок очень напряженный, не удается даже Соловки посмотреть. И отпуска не хватает — по производственной необходимости надо возвращаться».

На яхте я узнал и еще об одной традиции Соловецкой регаты. Оказывается, все спортсмены, впервые оказавшиеся на борту яхт в Белом море, проходят ритуал посвящения в яхтсмены Белого моря. В этом году и мне, и другим «новичкам», которых на регате оказалось больше 60 человек, посчастливилось стать при заходе на о. Сосновец участниками любопытного действа. Каждый из нас вернулся домой с грамотой, в которой старинной вязью вписано, что владелец «окроплен был водой из пучины морской и чарку оной принял, с чем и зачислен отныне и вовеки в ряды парусной братии Беломорской».

Читайте также  Зеркало воды Ладожского озера. Остановки в пути

Вообще, и находясь на борту яхты, и общаясь на берегу с яхтсменами-участниками гонок, я не раз ловил себя на мысли, что вся регата, все ее участники — и гонщики, и судьи, и представители оргкомитета — словно один большой экипаж, вышедший в долгое плавание. Пришли, к примеру, на гонки яхты класса «Л-6» из Санкт-Петербурга. Не получается им гоняться в существующих по Положению о регате 6 группах: размеры и гоночный балл «не идут». Судейская коллегия сразу внесла изменения в регламент гонок и сформировала 7-ю группу. Или бурные, на весь пос.Соловецкий, поздравления старейшего участника гонок Петра Коренюгина, участника всех Соловецких регат, которому в дни соревнований исполнилось 74 года. Сам ветеран сделал себе лучший подарок — в этом году яхта «Секрет» под его командой стала победителем регаты в своей группе.

И так во всем — в небольшом и значимом. Это и оборудованный причал с подключением к береговой электросети, и питание для участников детских соревнований, экскурсии в Соловецкий монастырь для всех спортсменов, хорошее информирование яхтсменов в промежутках между гонками, прекрасно организованные праздники открытия и закрытия регаты, а для победителей — запоминающиеся призы.

Возможно, поэтому и любят яхтсмены эти северные гонки. Конечно, есть и непредсказуемая погода, и сильные опасные течения, и постоянное напряжение от близости соперников. Но это и хорошая морская школа. Для многих практика подобных гонок дает возможность гоняться потом в регатах самого высокого ранга. Возможно, нигде так, как на Соловецкой регате, яхтсмены не ощущают мощь и переменчивость стихии. И год от года, думаю, эти гонки будут расширяться, все больше спортсменов станет приезжать сюда и приходить на яхтах.