Все о яхтах и яхтинге

Vendee Globe «Опус» №6

Франция — великая парусная страна. Хотя бы потому, что при всех своих успехах в футболе на вопрос «Что, по-вашему, важнее, парусный спорт или футбол?», французы серьезно задумываются.

Событие

Раз в четыре года я пишу про это событие, и каждый раз с определенным волнением, не позволяющим выдать дежурный материал.

История гонки проста, как ее гениальная формула: в одиночку, без остановки и посторонней помощи пройти вокруг света мимо четырех мысов. И в этой простоте — суть великого события парусного спорта, на мой взгляд, в сильнейшей мере продвигающего вперед техническое развитие не только парусных аппаратов, но и глобальных средств коммуникаций.

Готов аргументировать и спорить. Первая гонка «Vendee Globe» состоялась 26 ноября 1989 г. Соревнование было придумано Филиппом Жанто, до этого дважды победившим в гонке «ВОС» (с промежуточными финишами) и пожелавшим пойти дальше в вызове стихии. Гонка была названа в честь места старта — французской рыболовецкой гавани Сабль де Олон (провинция Вандея). На старт вышли 13 отчаянных гонщиков, в основном французов, также пресытившихся «домашними покатушками» через Атлантику. Среди яхтсменов был Люк Пейрон, которого спонсировала еще советская «Лада» (яхта «Lada Poch»). До финиша добралось только семеро. Победил Титуан Ламазо, а Люк Пейрон пришел вторым.

Потом было еще четыре кругосветки, все они начинались в ноябре на рейде Сабль де Олоп. Количество шкиперов росло, в пятой гонке на старт вышли уже 20 гонщиков. В состав флота вошли две новых, специально для этой гонки построенных лодки конструктора Марка Ломбара, впервые применившего кормовые скулы, расширяющие креновые ватерлинии. Гонки складывались по-разному, но каждый раз драматично, что, в частности, вынудило организаторов снизить риск гонки в Южном океане в зоне айсбергов путем установки неких контрольных ворот, ограничивающих спуск к Антарктиде. Это несколько удлинило маршрут.

Читайте также  Обзор с выставки Genova International Boat Show 2012

Гонщики
Нынешняя шестая гонка примечательна двумя вещами: числом участников и составом флота. Среди 30 шкиперов 9 человек не французы — таких становится все больше; из них две девушки: англичанки Саманта Дэвис и Ди Кафари. Примечательно было увидеть на старте и участника первой «Vendee Globe» Люка Пейрона.

Яхты
В составе флота можно насчитать 13 новых яхт, построенных именно для данного соревнования и сброшенных на воду не ранее 2007 г. Многие из них в ходе квалификации уже успели нахватать победных титулов. В конструкциях флота посчитали необходимым «отметиться» все дизайнеры, формирующие сегодняшний облик гоночного паруса. От неудачника предыдущей «Vendee Globe» Фарра до нынешнего кумира гоночных умов Хуана Куомджияна. Эти факты говорят сами за себя, если рассматривать динамику развития других знаменитых кругосветок.

Старт
9 ноября, как полагается, выстрел сигнальной пушки с эсминца ВМФ Франции дал старт. Погода и прогноз были неприятными, сильный, почти штормовой ветер заставил гонщиков сразу брать рифы. Но эти обстоятельства не повлияли на количество зрителей по берегам канала и бухты и армаду судов и суденышек, вышедших проводить гонщиков. Следует сказать, что в Бискайском заливе скверная погода в это время года — дело обыденное, но такой тяжелый старт «Vendee Globe» мне довелось видеть впервые.

Гонка
Как обычно, буквально через пять часов ветер по маршруту гонки усилился до 50 уз (на порывах) — и начались традиционные потери. Получившие повреждения яхты стали возвращаться для ремонта — по гоночной инструкции формально для повторных попыток старт закрывался только 19 ноября, и была возможность починиться. Однако не все лодки смогли вернуться в гонку. Слишком сильные повреждения оказались у четырех яхт, в том числе у ветеранов Алека Томсона и Марка Тирселина. Опять же, как обычно, проштормовав до м.Финистерре, флот получил передышку. Правда, в этот раз передышка продолжалась не до Канар, где начинают действовать «торговые ветра» — пассаты. Погода была вялой, флот шел на скоростях средних, ближе к малым, практически до «Doldrums» («пояс» шириной примерно по 5°, или 300 миль к северу и югу от экватора; район славится мертвыми штилями или непредсказуемыми шквалами).

Читайте также  Мировая премьера Princess S78 на boot Düsseldorf 2018

Это позволило сформироваться группам лидеров и гонщиков, которым надо пройти «Vendee Globe» в принципе. Тут следует отметить, что, в отличие от предыдущей гонки, значительную часть новых яхт составили творения Брюса Фарра, на которых решили выступить французские гонщики. В их числе — победитель предыдущей гонки Винсент Риу и уже упомянутый Люк Пейрон. Зная методу проектирования уважаемого бюро, могу предположить причины, подвигнувшие экономных французов пересесть с «французских лошадок». Тем интереснее оказалась динамика движения к попутным циклонам Южной Атлантики.

Как уже говорилось, погода оставалась вялой не только до экваториальной штилевой зоны, но и далее. Плотно оседлавший центр Атлантики антициклон проводил флот почти до 35° ю.ш. В этих комфортных условиях лидерство захватил Люк Пейрон. Антициклон заставил флот двигаться вдали от оптимального маршрута практически вертикально вниз. Несмотря на умеренную погоду, выбыл из гонки пятый участник Джереми Бийу. Он так и не смог починить сломанную краспицу и ушел в Бразилию (а по дороге потерял и мачту).

Только 29 ноября, почти на 38° ю.ш., потянуло долгожданным ветром от приближающегося циклона, и гонщики повернули на восток. Теперь начнется «настоящая работа для настоящих мужчин» и примкнувшим к ним дам. Главное — оседлать верхушку циклона, где дует попутный ветер и яхты способны продемонстрировать свои лучшие скоростные качества. А мы будем наблюдать и переживать за них еще почти 70 дней. Хотелось бы, чтобы до финиша дошли все.