Все о яхтах и яхтинге

Лето под парусами — The Tall Ships Races

Месяц летних каникул 2008 г. останется в памяти надолго. Даже сейчас он воспринимается как маленькая, отдельно прожитая жизнь. Я участвовала в Большой Регате! Уже не первый год в качестве летнего отдыха я выбираю плавание на парусной яхте. Дальние походы — это новые города и страны, возможность оценить свои способности, обрести друзей. Сумки собраны, и я отправляюсь на регату учебных парусников «The Tall Ships’ Races», ранее известную как «Cutty Sark». Маршрут регаты предусматривал посещение четырех портовых городов Европы: Ливерпуля; Мелоя и Бергена в Норвегии, голландского Ден Хелдера.

Ливерпуль

Первый официальный день регаты — 18 июля у причалов теснятся десятки парусников, по набережным гуляют толпы местных жителей и туристов с фотоаппаратами, по городу развешаны плакаты и флаги с парусниками и символикой «The Tall Ships Races».

В 52-й по счету регате принимает — участие около 70 парусников со всего мира. Все разные: здесь и крупнейшие учебные парусники планеты, и с любовью сохраняемые суда начала прошлого века, немало современных океанских яхт. Понятно, что и экипажи разные: кадеты военно-морских училищ из Мексики, Уругвая, Омана и «безбашенная» европейская молодежь. Но весь этот флот объединяет правило: каждый экипаж не меньше чем наполовину состоит из молодежи от 15 до 25 лет. Многие выходят в море впервые; с помощью более опытных членов экипажей им предстоит научиться стоять за штурвалом и работать с парусами, вязать узлы и подниматься на мачту.

Стоит напомнить, что организатор регаты, Международная ассоциация учебных парусников STI (Sail Training International), в 2006 г. была выдвинута кандидатом на Нобелевскую премию мира за достигнутые результаты в области морского, интернационального и патриотического воспитания молодежи.

Я в экипаже яхты «Акела» класса «Цетус». Вооруженная бермудским шлюпом и построенная в Польше, она принадлежит Санкт-Петербургскому

Университету водных коммуникаций. На «Акеле» ходит опытный профессиональный экипаж и студенты ГУВКа — всего 12 человек. Команда вместе уже не первый год, за кормой — тысячи морских миль, так что отношения в экипаже больше похожи на семейные.

Читайте также  Добро пожаловать на борт, приятель!

До старта гонки остается три дня. Гуляем по городу, знакомимся с архитектурой Ливерпуля, посетили музей «The Beatles», начали разбираться в местных пабах. Ярким событием для всех экипажей стал парад участников регаты. Он проходил по центральным улицам города, каждая команда старалась показать себя наилучшим образом. Приятно, что в Ливерпуле экипаж «Акелы» идет на параде первым. Вдоль всего маршрута собираются зрители, репортеры, несколько раз из толпы раздаются русские голоса — желают удачи в гонке.

Старт первой гонки назначен у берегов Северной Ирландии. Парусники, стоявшие у причалов и являвшиеся предметом восхищения для сотен прохожих, наконец выходят в море и ставят паруса. Впереди 630 миль, преодолеть которые предстоит, используя только силу ветра. «Акела» стартует в классе «D», куда входят яхты длиной от 9 до 40 м с современным парусным вооружением со спинакерами. В гонке на «Акеле» экипаж делится на две вахты. Получается, что 6 человек находятся на палубе в течение 6 часов, после чего их сменяет вторая вахта. И так постоянно: 6 часов на палубе, 6 часов на отдых. Еду члены экипажа готовят по очереди.

Наша яхта смогла преодолеть дистанцию за 5 суток. Маршрут проходил сначала вдоль обрывистых шотландских берегов, затем море Гебридов, Шетландские о-ва и через Северное море к берегам Норвегии. Рассчитывали приливно-отливные течения, меняли паруса, не раз наблюдали китов и дельфинов. Штилевая погода в узких проливах сменялась сильным ветром в открытом море. В итоге — 4-е место в своем классе.

Мелой

Мелой — самый северный город, принимающий регату, — встретил нас солнцем и теплом: +27° С. Каждое приходящее судно приветствуют с берега выстрелом из пушки и национальным гимном страны. Население Мелоя всего 3,5 тыс. человек, поэтому для них заход парусников «Tall Ships’ Races» — большое событие. Они готовились к нему давно, и сейчас, в дни фестиваля, каждый житель ощущает свою причастность к происходящему. Обычная жизнь городка приостановлена, движение на главной улице перекрыто — там расположились сувенирные палатки, уличные музыканты, карусели и кафе под открытым небом. Для участников регаты специально организованы автобусные экскурсии. Вечеринка для экипажей проходит под открытым небом, на небольшом острове. Живая музыка с хорошим звуком, мясо и рыба на гриле, местное пиво и сидр — никто из участников не был разочарован такой встречей, всем понравилось, и молодежь веселилась допоздна.

Читайте также  Новинки Boot Dusseldorf. Часть вторая

Шесть дней в Мелое пролетели быстро, следующий этап регаты — круизное плавание. Подняв все паруса, регата парадным строем покидает столь полюбившийся норвежский город и направляется по узким проливам и фьордам на юг. Через 5 дней флот регаты опять соберется, уже в Бергене.

Круиз

От Мелоя до Бергена у каждой яхты свой маршрут, расстояние надо пройти небольшое, поэтому есть возможность посетить по пути еще 4-5 портов. Очень популярны во время круизного плавания обмены между экипажами яхт. И мне стало интересно пройти на другом судне. Еще в Мелое я обратилась к капитану бельгийской гафельной шхуны «Rupel», и он согласился взять меня до Бергена.

На «Rupel» оказалась очень гостеприимная команда. Хотя для всех родной язык — голландский, каждый хорошо владеет английским. Половина экипажа — школьники из Антверпена, им по 17-18 лет; мы много общались, прекрасно проводили время в портах.

Норвегия считается одним из лучших мест Европы для яхтинга. И в самом деле, весь маршрут проходил по красивейшим фьордам с высокими скалистыми берегами — они кажутся хрустальными от обилия горных речек и водопадов, порой даже у берега глубины превышают 100 м, прозрачная вода и много рыбы.
На стоянках мы постоянно встречались с другими экипажами. Команды ходят друг к другу в гости, показывают свои суда, с удовольствием рассказывают интересные истории, и «посиделки» почти всегда затягиваются допоздна. Ведь так приятно обмениваться впечатлениями, слушать морские байки. И неважно, кто из какой страны и чем занимается в обычной жизни: всех объединяет общее увлечение, каждый испытывает удовольствие от хождения под парусом, а это просто не может оставить людей равнодушными.

Берген

Читайте также  Мировая премьера Princess S78 на boot Düsseldorf 2018

Так, весело, в дружной компании, на фоне потрясающей норвежской природы, мы дошли до Бергена. Хотя в дни этого перехода скучать не приходилось, вернуться к своей команде было приятно.

В Бергене участников регаты встречали всевозможные задумки радушных хозяев. Парад экипажей по мокрым от дождя улицам, зажигательные танцы на вечеринках, соревнования в беге, гребле и настольный теннис, прогулки по улицам второго по величине города Норвегии. Особенно запомнился организованный городом фестиваль под девизом «Поющая команда — счастливая команда»! В зоне стоянки судов устроили несколько сцен, на которых с утра до вечера исполнялись песни в стиле шанти. Как хочется, чтобы подобное умение создать праздник, удивительная доброжелательность и внимание к гостям-участникам регаты, мы увидели в городах — портах захода регаты 2009 г., в том числе и в Санкт-Петербурге. Это стало бы особенным украшением для нашего прекрасного города.

Но вот, после двух недель путешествия по Норвегии, флот «The Tall Ships’ Races» покидает Берген.

Маршрут второй гонки проходил по Северному морю, сначала до контрольной точки у берегов Шотландии, затем — в сторону Нидерландов, на финиш. Дистанция 590 миль. Во время этой гонки несколько яхт попали в ураган, двум понадобилась помощь береговых служб, но все закончилось благополучно, и в Ден Хелдере парусники снова встретились. Вторая гонка принесла России одно 1-е место и одно призовое: «Мир» занял 3-е место в классе «А», а экипаж «Акелы» первым пересек финишную линию и победил в классе «D».

В Ден Хелдере мы провели два дня, затем — дорога домой. Так прошли каникулы. В памяти остались море, солнце, яркие впечатления, непредсказуемая смена погоды, авралы, а главное — время, проведенное в компании близких по духу людей.