Во многом Парусная неделя-2008 прошла по-новому, У проводящей организации — городского Парусного союза -появился официальный подрядчик — Балтийский парусный центр во главе с Сергеем Тимошковым. Наконец, хотя и всего за полтора месяца до начала, появилась команда организаторов. Впервые в регату, которая проходила 12-й раз, вложены немалые деньги (порядка 1 млн 200 тыс. руб.). По словам Сергея Тимошкова, к регате уже проявило интерес немало потенциальных спонсоров, но проводящая организация слишком поздно начала работу с ними.
Почти половину бюджета забрала рекламная раскрутка: для привлечения спонсоров в будущем. Впервые за много лет регате предшествовала пресс-конференция (на борту теплохода). Были приглашены печатные издания и несколько телеканалов. Оказалось, чтобы попасть в новости, необязательно платить большие деньги — достаточно вовремя дать о себе знать. На старт для журналистов и зрителей зафрахтовали теплоход «Москва». Жаль, что он не смог придти на огибание хотя бы первого знака — без этого не сведущим журналистам сложно представить, что происходит на дистанции, за счет чего яхта проигрывает или выигрывает.
Арендован мореходный судейский катер типа «Global Voyager» и судно сопровождения — парусно-моторная яхта «Елена». Появились символика, логотипы, флаги, футболки.
Об участниках начали заботиться: созданы минимальные удобства на стоянках (электричество, сбор мусора и т.д.), словом, те атрибуты нормальных соревнований, о которых наш журнал писал в ежегодных рейтингах регат. В Выборге усилиями организаторов всех благополучно и без эксцессов разместили в яхт-клубах.
Новинкой программы стала короткая гонка №3 is Бьеркезунде. По ее окончании в Приморске организовали культурную программу: соревнования по дартсу, волейболу, перетягиванию каната и гонки капитанов на «Оптимистах», где победил Иван Токарев (яхта «Teleri»).
Наконец, впервые пригласили иногородних судей во главе с Андреем Латиновым (Анапа).
Наряду с надеждами начало регаты принесло и разочарования. Пограничники отказали в заходе на о. Гогланд, и маршрут спешно изменили на Приморск. Но главное — продолжает падать интерес к гонке со стороны ее традиционных участников. Массовость поддерживается лишь за счет нового, большей частью приезжего флота «Open 800», который привлекает морская акватория. В этой группе появилось несколько оригинальных конструкций: столичный «Патриот» Александра Яковлева — первая лодка с качающимся бульбкилем; и переоборудованный «Sky Fly» (Алексей Алексеев, Санкт-Петербург) с вращающимся обтекателем мачты, рамным гиком и дисковидной транцевой плитой на баллере руля.
В других классах из новых участников можно отметить московский трейлерный четвертьтонник «Крок» (Дмитрий Жихарский); вслед за дебютировавшей в прошлом году «Экстрой» («Dreamboat-ЗЗ») появилась однотипная с ней «Ультра».
Из-за малого числа участников несколько групп объединили. Единственный «Цетус» гонялся с однотонниками «Таурус» и «ЛЭС-35» и… с огромным 47-футовым углепластиковым «Пифагором». Правда, тот участвовал лишь в двух гонках. Возможно, интересную конкуренцию ему мог бы составить эксучастник «Whitbread» — яхта «Adventure», но ее экипаж предпочел регате отдых в выборгских шхерах.
Украшением «Недели» могли бы стать недавно появившиеся в городе 8 монотипов «М-30» («Mumm-30») спортклуба «Парусник», предлагаемые, в частности, в чартер для гонок, но их экипажи ходят только в дневные гонки; лодки не подготовлены к соревнованиям 3-й категории, хотя во всем мире «М-30» с успехом соревнуются в гонках открытого моря.
Итого — 45 участников в 5 зачетных группах.
Погода была пасмурной, с дождями и свежим ветром, зато почти без штилей. Вторая 100-мильная гонка Санкт-Петербург — Приморск вокруг маяков Нерва и Соммерс запомнилась почти 12-часовым туманом. Почти как в 1997 г.: яхты мчались ходом 5-7 уз под спинакерами при видимости менее 100 м. С той разницей, что движение в Финском заливе стало оживленнее. Не давали расслабиться доносящиеся с разных сторон гудки теплоходов, в том числе идущих вне фарватеров. Скалы о. Соммерс, возникавшие из тумана в нескольких корпусах по курсу, производили жуткое впечатление.
Многие побывали на камнях. Причем не только в туман, но и при хорошей видимости из-за навигационных ошибок (даже при наличии современных приборов). Один из экипажей, не дублировавший навигацию на бумажной карте, попросту не заметил на экране компьютера банку 1,2 м к SW от о.Рондо. Удар — и течь в районе киля вынудила отказаться от последующих гонок.
Особенностью регаты стало большое число происшествий в тяжелых, хотя и не штормовых условиях. Поломки случались как на старых яхтах (износ), так и на новых (непроверенные конструкции). В той же 2-й гонке сломался старый титановый баллер руля на «Укоре» («Конрад-24»). Самой тяжелой оказалась 4-я гонка Приморск — Выборг. Еще до старта на «Волгамиде» («Open 800») обнаружили трещины в углепластиковой мачте, и экипаж выбыл из борьбы. Ветер 10-13 м/с, налетавшие черные тучи с дождями, долгая 80-мильная дистанция остановили многих; у кого-то рвались паруса, на «Bee» («Картер-30») треснула головка руля, кто-то просто отказался от борьбы. В 6-й группе (четверть- и полутонники) только 4 яхты дошли до маяка Нерва. Вся 2-я группа по взаимной договоренности ушла в Выборг.
В самой дальней точке маршрута, в 3 милях от Соммерса, за час до захода солнца радио донесло тревожную весть: потерял киль московский «Фантом» («Open 800», Андрей Решетов). Яхта мгновенно перевернулась, 4 члена экипажа оказались в воде. К счастью, их тут же увидели и подобрали шедшие рядом «Скиф» и «Звезда». Еще 4 яхты сходили с дистанции для спасения лодки; две остались дежурить у перевернутого корпуса, на помощь подошла «Елена». Лишь утром, когда утихла волна, удалось поставить «Фантом» на ровный киль и отбуксировать в Выборг. Как в воду смотрели областная ГИМС и судьи, поднявшие перед стартом флаг «Янки» (требование спасжилетов). После гонок в Санкт-Петербурге был отмечен повышенный спрос на этот предмет снаряжения, а на очередных учениях спасателей МКСЦ на роль «пострадавшего» в этом году была выбрана яхта. (Подробности этой спасательной операции читайте в статье Андрея Дыбовского — Фантом безопасности в гонках.)
Череду происшествий завершила сломанная мачта на «Крыльях Советов» («Open 800»). Это произошло уже после Соммерса, на курсе бакштаг, и экипаж Дмитрия Быкова сумел финишировать под парусами на остатках рангоута. Почти вся 6-я группа участвовала в оказании помощи; очки за гонку распределялись по протестам о восстановлении результата.
Последняя гонка Выборг — Кронштадт тоже оказалась тревожной. Две яхты «Open 800» с той же конструкцией киля, что и у «Фантома», приняли решение не идти в гонку и под уменьшенной парусностью ушли в Петербург проливом. Началось с лавировки в легкий ветер и болтанки на беспорядочной зыби; ночью раздуло с запада, и после Нервы яхты неслись в полный бакштаг при порывах до 13 м/с; временами налетали ливни, падала видимость. К тому же маршрут пролегал через скопление судов на рейде. Одна из самых больших яхт получила заслуженную дисквалификацию по рапорту диспетчера Приморского порта: шла без огней и пересекла курс перед носом у танкера.
Не все смогли в такой обстановке нести спинакеры до конца. Лидеры прошли гонку за рекордные 10 ч. Многие с трудом нашли в темноте финиш у маяка Толбухин. В группе «Open 800» места распределились так: «Глобус» Андрея Никандрова, «Звезда» Михаила Тихонова; третьим стал московский «Эталон», где капитана Артема Сарксяна на этой регате заменил Юрий Крылатов из Тольятти. В 6-й группе в первую тройку с мизерными отрывами по очкам попали совершенно разные лодки: «Иероглиф» («Рикошет-901») Юрия Ситникова, «Крок» («Рикошет-780») Дмитрия Жихарского, «Фарт» («Конрад-25РТ») Виталия Вовка. Во 2-й группе поединок «систершипов» выиграла «Ультра» (Станислав Рачков). В «Л-6» (Чемпионат России в классе) свой титул подтвердил экипаж Никиты Бриллиантова на «Онеге». В 3-й группе — снова разнотипные лодки: «Аризона» («ЛЭС-35») Кирилла Лебедева, «Мария» Михаила Тягина, «Фортуна-2» Станислава Вихорева.
Впервые регату завершило итоговое собрание. Организаторы спрашивали спортсменов, что было хорошо и что плохо, как сделать регату привлекательнее для участников. Мнения разделились: кто-то хотел больше дальних морских этапов, даже с выходом в финские воды, другие говорили, что 3 ночные гонки за 6 дней слишком тяжело, и желали более разнообразной программы с интересными короткими гонками, хотя 1-2 ночные, по общему мнению, нужно оставить. Все сошлись во мнении, что для привлечения на регату большего числа участников нужны новые идеи: одни и те же маршруты и гавани из года в год приелись.
Следующая регата будет 13-й. Вот она-то и покажет, удастся ли переломить тенденцию и вдохнуть в старую гонку новую жизнь.